Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Белорусский психологический журнал, 2004, № 2

Белорусский психологический журнал, 2004, № 2

Теория, методология, история

А.С. Солодухо
Трансформация научного дискурса идейного наследия Л.С. Выготского
Рассматривается дискурс психологических знаний в эпоху постмодернизма. Предлагается способ использования дискурсного анализа как метода исследования письменных текстов. Сопоставляются содержательные компоненты дискурса идейного наследия Л.С. Выготского, для чего используются тексты 1981 и 1999 годов его исследователей.
Ключевые слова: научное знание, постмодернизм, социальный конструктивизм, дискурс, общение, институциональный дискурс, научный дискурс, парадигма, дискурсный анализ, текст, Л.С. Выготский, трансформация.

Юридическая психология

А.П. Хилькевич
К проблеме формирования криминальной личности (социально-психологический аспект)
Почему преступность в ХХI веке распространена в столь угрожающих масштабах, если человечество озабочено девиантным поведением еще с древних времен и на протяжении всей своей истории предпринимает меры противодействия? На этот вопрос автор предлагает ответ: потому что общество в своей истории не просто продуцирует преступное поведение, но и воспроизводит факторы, его порождающие. Они могут быть пассивными (общество предъявляет себя формирующейся личности таким, каким оно есть — со своими плюсами и минусами) и активными (целенаправленное или стихийное воздействие в группах присутствия — семье, учебных и трудовых коллективах, неформальных группах вне коллективов и др.). Отсюда главная социальная задача в воспитании новых поколений — нейтрализация, локализация факторов, порождающих девиантное поведение.
Ключевые слова: законы, регуляция поведения, преступное поведение, типы криминальной личности, дефекты социализации, закрепление негативных установок, апперцепция, доминанта.

Психология социальной группы

Н.П. Радчыкава
Параўнанне прадуктыўнай частотнасці семантычных катэгорый у рускай і балгарскай мовах
Прыводзяцца дадзеныя па прадуктыўнай частотнасці 1546 тэрмінаў, якія адносяцца да 17 семантычных катэгорый. Атрыманыя дадзеныя маюць высокую ўнутраную і гендэрную ўзгодненасць. Праведзена супастаўленне дадзеных беларускай выбаркі з расійскімі і балгарскімі аналагамі, якое паказала, што ступень адпаведнасці нормам рускай мовы з’яўляецца вельмі высокай (яе можна параўнаць з унутранай узгодненасцю), што дае прынцыповую магчымасць выкарыстоўваць расійскія дадзеныя ў беларускіх псіхалінгвістычных даследаваннях з удзелам рускамоўнага насельніцтва. Ступень адпаведнасці балгарскім дадзеным аказалася значна меншай.
Ключавыя словы: семантычная памяць, катэгарызацыя, прадуктыўная частотнасць, семантычная катэгорыя.

Психологические исследования

С.В. Талайко, О.И. Шуляк
Взаимосвязь параметров Я-концепции со степенью адаптированности личности
Проанализированы параметры Я-концепции, участвующие в процессе адаптации личности. Используя технику репертуарных решеток Дж. Келли, выявлены факторные структуры личностных конструктов студентов с разной степенью адаптированности. Эти структуры состоят из двух факторов, которые проинтерпретированы как «Моральная оценка» и «Активность и сила». Сходство структур личностных конструктов обусловлено возрастными особенностями студентов и однородностью их социальной среды, а выявленные различия связаны с разной степенью адаптированности двух групп испытуемых. Установлено также, что чем выше степень позитивности самооценок, меньше величина расхождения между «актуальным Я» и «идеальным Я», «возможным Я» и «идеальным Я», ниже конфликтность системы личностных конструктов, тем выше степень адаптированности личности.
Ключевые слова: регуляторные механизмы Я-концепции, согласованность Я-концепции, система личностных конструктов, факторная структура образа-Я, позитивность, конфликтность и устойчивость системы личностных конструктов, степень адаптированности личности.

Е.С. Ергулевич
Понимание населением Беларуси путей преодоления последствий чернобыльской катастрофы
Рассматриваются особенности понимания населением Беларуси путей преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Выявлены три точки зрения (стратегии понимания) на разрешение названной проблемы. Эти точки зрения получили названия «Заботиться о здоровье людей», «Улучшение экономической ситуации и привлечение к решению проблемы научного потенциала страны» и «Усиление контроля за состоянием окружающей среды и полная ликвидация опасных производств». Существенные различия этих позиций обусловлены полом, возрастом, образовательным уровнем, местом жительства, уровнем урбанизации, а также наличием (отсутствием) у респондентов статуса ликвидатора или переселенца.
Ключевые слова: понимание, восприятие, стратегия понимания (точка зрения), конструкт, фактор, факторный анализ, контент-анализ.

В помощь изучающим психологию

С.Е. Покровская
Понятие «профессиональная направленность личности» в современной психологии: анализ содержания
Статья посвящена анализу и конкретизации понятия «профессиональная направленность личности». Подробно рассмотрены имеющиеся в российской и белорусской научной литературе подходы к раскрытию содержания направленности личности через систему отношений, мотивационных комплексов, социально-психологических установок, а также производные от этих подходов, определяющие сущность профессиональной направленности личности. Проанализированы структуры профессиональной направленности, ее основные компоненты, этапы развития, функции в педагогическом процессе и дифференцированном обучении.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность личности, структура профессиональной направленности, мотивация, потребность, идеалы, социально-психологическая установка, этапы профессиональной направленности, функции профессиональной направленности.

Критика и библиография

В.А. Янчук
В.М. Козубовский. Общая психология

Научная жизнь

Научно-практическая конференция по профессиональному сознанию специалиста

Эльконинские чтения

Наши юбиляры

Анатолию Павловичу Хилькевичу — 70 лет

Владимиру Александровичу Янчуку — 50 лет

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by