Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Белорусский психологический журнал, 2004, № 3

Белорусский психологический журнал, 2004, № 3

In memoriam

 Виталий Иванович Секун




Психология личности и социальной группы

Н.А. Цыркун
Воля как предмет социально-психологического исследования
Проведен анализ направлений в изучении воли в общей и педагогической психологии, а также психологии развития. Поставлена проблема исследования воли в социальной психологии. Определены направления в изучении социально-психологических закономерностей развития воли в дошкольном возрасте. Дано определение воли как предмета социально-психологического исследования.
Ключевые слова: воля, волевое действие, усилия, диалогическое взаимодействие, жизненные задачи, внутренняя позиция личности, социально-психологическая ситуация общения и развития, общение, статус, влияние ребенка на взрослого, влияние сверстников друг на друга, зоны развития.

И.А. Кибак
Психология и культура парламентской речи
Работа депутата парламента связана с необходимостью публичных выступлений как в парламенте, так и перед общественностью. Никакой специальной подготовки для произнесения речей парламентарии не проходят. Между тем культура речи является важнейшим компонентом имиджа парламентария и требует учета хотя бы основных ее правил.
В работе рассматриваются основные принципы построения парламентского выступления и формы парламентской речи.
Ключевые слова: культура речи, парламентская этика, психология, монолог, коммуникативные особенности, информация, императив.

С.В. Давиденко
Влияние детско-родительских отношений на формирование агрессивности у подростков
В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современной психологии — подростковая агрессивность. Описываются основные подходы к определению понятий «агрессия» и «агрессивность», предлагается новая трактовка данных терминов. Рассматривая возможные причины возникновения агрессивного поведения детей и подростков, автор приходит к выводу об определяющей роли в этом детско-родительских отношений. Приводятся также результаты исследования, проведенного автором, по проблеме влияния детско-родительских отношений на формирование агрессивности у подростков.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, подростки, семья, детско-родительские отношения, восприятие детско-родительских отношений, воспитание.

Педагогическая психология

А.С. Михалёв
Дисциплинарно-модульный принцип управления познавательной деятельностью как психологическая основа совершенствования образовательных систем
В статье с позиций системного анализа и дискретного управления исследуется традиционная организация учебного процесса в образовательных учреждениях, при которой множество дисциплин изучаются параллельно с равномерным распределением учебных часов. Выявляются основные количественные соотношения и психологические факторы, обусловливающие низкую дидактическую эффективность такой организации. Предлагается и обосновывается дисциплинарно-модульный принцип управления познавательной деятельностью, излагаются его особенности и преимущества.
Ключевые слова: системный анализ, дискретное широтно-импульсное управление, подсистема «преподаватель-студент», усвоение и забывание учебной информации.

Т.П. Березовская
Эмоциональное развитие старшеклассников в условиях общеобразовательной школы с театральным уклоном
В статье анализируются исследования эмоционального развития личности старше¬классников, обобщаются результаты проведенного эксперимента. Установлено, что технология обучения, концептуальной основой которой является положение о развивающих эффектах синтеза художественного и научного познания психики человека, детерминирует эмоциональное развитие учащихся старшего школьного возраста. Это развитие происходит по следующим параметрам: словесная репрезентация эмоций и чувств; расширение круга объектов, вызывающих эмоциональный отклик; представление об элементах своей эмоциональной экспрессии; эмоциональный интеллект; уровень эмпатии.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, словесная репрезентация эмоций и чувств, представление об элементах своей эмоциональной экспрессии, эмоциональный интеллект, уровень эмпатии, семантические пространства.

Психология управления

В.А. Сорока
Понимание руководителями негосударственных предприятий актуальности обучения на рабочем месте
Рассматриваются особенности понимания руководством частных компаний республики актуальности обучения на рабочем месте. Выявлены пять подходов к обучению и подготовке персонала предприятий: инструментальный, личностный, экономический, согласно отработанному стажу и универсальный. Существенные различия этих позиций обусловлены сферой и условиями жизнедеятельности предприятий, их внутренней корпоративной культурой, а также возрастом и местом респондентов в иерархической структуре предприятия, стажем работы в должности руководителя.
Ключевые слова: понимание, повышение профессиональной подготовки персонала,обучение персонала на рабочем месте, смысловые конструкты, контент-анализ, факторный анализ, оценка процесса обучения.

Военная психология

И.А. Кравцов
Дидактический аспект социально-психологической адаптации курсантов к учебе и службе в военной академии
В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации курсантов к учебе и службе в военных вузах. Проанализирована взаимосвязь и взаимозависимость основных видов адаптационного процесса курсантов первых куров к условиям жизнедеятельности в Военной академии Беларуси. Показана доминирующая роль дидактического аспекта адаптации в создании социально-психологических условий становления будущих офицеров.
Ключевые слова: социально-психологический, дидактический, служебно-профессиональный, бытовой, физиологический виды адаптации; нервно-психическое утомление; субъективный критерий адаптации; оптимизация учебного процесса; информационное обеспечение; научная организация умственного труда; рациональный аспект рефлексии; состояние комфортности.

Психологические исследования

И.В. Лебедева
Стремление к завершению действий старшими дошкольниками с различным уровнем агрессивности и тревожности: теория и практика
Рассматриваются способы снижения уровня агрессии и тревоги у детей 5-6 лет. Подчеркивается важность использования в практике работы с дошкольниками игр с агрессивным и тревожным сюжетом, которые способствуют формированию их адекватного поведения, укреплению психического здоровья.
Ключевые слова: агрессивность, тревожность, незавершенное действие, мотивация, произвольность, игровые предпочтения, эмоциональная напряженность, катарсис, принцип завершенности, способы отреагирования эмоций.

Когнитивная психология

Н.И. Миницкий, А.Ф. Толочко
Психолингвистические и информационные аспекты восприятия и обработки учебного текста
Опираясь на достижения современной психолингвистики и информатики, авторы статьи разработали свою методику обработки учебного текста по истории с целью выявления его эмоционально-смысловой доминанты. Эта методика позволяет понижать уровень сложности текста, что делает его более доступным для восприятия. Предлагаемая методика пригодна также для выявления психологического воздействия на читателя.
Ключевые слова: психолингвистика, информатика, обработка текста, информационные технологии, колористика текста, рациональное и эмоциональное восприятие текста, понимание и интерпретация текста, проблема сложности текста, текст учебной книги по истории.

Наши юбиляры

Александру Николаевичу Пастушене — 50 лет

 

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by