Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2005, № 3

Материалы «Психологического журнала», 2005, № 3 (7):

Страница главного редактора

В.М. Козубовский
Сегодня и завтра отечественной психологии (приглашение к Интернет-дискуссии)

Социальная психология

Л.В. Марищук, Е.И. Чиркова, О.А. Дубодел
Влияние невербалики на общение
Статья посвящена актуальной проблеме прочтения экстралингвистической информации в процессе коммуникации. Авторами выделяется ряд маркеров, помогающих адекватному восприятию речи и поведению участников коммуникации.

Ю.П. Бондарь
Политическая культура как социально-психологический феномен (концептуальные аспекты)
В статье исследуются концептуальные подходы к политической культуре как социально-психологическому феномену. Анализируются теоретические изыскания в европейских странах и США, в частности, качественные характеристики политической культуры Г. Алмонда, У. Розенбаума, проблемно-тематическое содержание исследований российских ученых. Акцентируется внимание на проблемах познания политической культуры переходных обществ, необходимости более эффективного критически-творческого осмысления духовно-ценностных, идеологических оснований политической модернизации в Беларуси и России.

Ю.С. Смирнова
Феномен предубеждений к стигматизированным группам
В статье рассматриваются особенности феномена предубеждений к стигматизированным группам, их структурные и содержательные характеристики. Установлены различия в предубеждениях к представителям стигматизированных групп. Выявлена и описана специфика представлений о них у различных групп испытуемых.

Общая психология

А.Р. Чардымова
О факторах, определяющих специфику функционального состояния учащихся средней школы
Процесс выполнения любого вида деятельности характеризуется развитием у человека функциональных состояний. Динамика этих состояний объясняется в первую очередь многообразием факторов, вызывающих эти изменения. В статье не ставится задача построения развернутой классификации факторов, определяющих процесс формирования функционального состояния человека. Наша цель ограничивается рассмотрением некоторых общих оснований, лежащих в основе систематизации этих многочисленных явлений.

Т.С. Юрочкина
Уровневые и структурные особенности креативности студентов разных специальностей
В статье рассматриваются особенности структурных компонентов и уровневых характеристик креативности студентов различных специальностей. Определяется влияние проблемного поля на креативность в студенческом возрасте. Выявлены гендерные различия в распределении значений креативности у студентов. В зависимости от специальности студентов определены особенности креативности.

Д.М. Тушынскі
Спецыфіка антыцыпацыі беларускага тэксту студэнтамі
Прадметам даследавання, апісанага ў дадзеным артыкуле, ёсць спецыфіка антыцыпацыі або верагоднаснага прагназавання зместу тэксту ў залежнасці ад яго мовы і шэрагу іншых фактараў: спецыяльнасці студэнтаў, працягласці навучання. Антыцыпацыя разгледжана як адзін з асноўных разумовых працэсаў пры сэнсавым успрыняцці тэксту. Апісаны ў артыкуле эксперымент праведзены па класічнай схеме. Для ацэнкі яго вынікаў прапанавана арыгінальная схема разбіцця тэксту на сэнсавыя блокі з наступным вызначэннем якасці антыцыпацыі па кожнаму з іх. Атрыманыя вынікі дазваляюць казаць аб прысутнасці, але нязначнасці ўплыву мовы на якасць антыцыпіравання ў скарыстаных выбарках. Вызначаны ўплыў працягласці навучання на якасць сэнсавага прагназавання. Прыведзены тыповыя памылкі антыцыпацыі і прааналізаваны іх нагоды.

Психология личности

В.Г. Кухаронак
Проблема развития творческой активности личности в психолого-педагогической и акмеологической науке
Рассмотрены тенденции анализа понятия «творческая активность» современными психологами, педагогами и акмеологами; связь данной категории с понятием «деятельность». Предложено определение творческой активности с педагогической позиции. Показана связь творческой активности с мотивационной сферой.

Педагогическая психология

С.В. Талайко, Л.А. Мартынова
Проблема возрастных и профессиональных кризисов педагогов
Проанализирована проблема периодизации возрастного развития личности на этапе взрослости. Описаны особенности возрастных и профессиональных кризисов педагогов. Рассмотрен синдром «эмоционального выгорания», возникающий в педагогической деятельности вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Изучалась степень «эмоционального выгорания» респондентов четырех групп, возраст которых приходится на стабильные и критические (переходные) этапы психического развития. Результаты тестирования позволили выявить испытуемых, находящихся на разных фазах «эмоционального выгорания»: напряжения, резистенции и истощения. Наибольшее количество респондентов, достигших фазы «истощения», приходится на возраст 25-27 лет – это возраст первичной профессионализации личности, который соответствует стабильному периоду возрастного развития. Первые две фазы – «напряжение» и «резистенция» – в большей степени свойственны педагогам возрастной категории 28-32 года, находящимся на этапе возрастного и профессионального кризисов – кризиса 30 лет и кризиса профессиональной карьеры.

Г.Д. Немцова
Мотивационный профиль подростков с различной успеваемостью
В статье сделана попытка, составить прогноз успешности подростков в учебной деятельности, по параметрам мотивационного профиля. Установлено, что на успешность в учебной деятельности в значительной мере оказывает влияние доминирование в общем мотивационном профиле направленности на развитие, достижение, расширение предметной и социальной сферы деятельности. Приводятся данные, прослеживающие динамику изменений в мотивационной структуре учебной деятельности на переходном этапе подросткового возраста.

Методы исследования

С.С. Гончарова
Процедура создания опросника «Способы преодоления негативных ситуаций»: психометрическая оценка и стандартизация
Разработана версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» для раннего юношеского возраста (14–17 лет). Версия названа – опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Опросник СПНС включает 25 утверждений и 5 шкал: поиск поддержки, поддержание самооценки, анализ проблемы, самообвинение и поиск виновных. Описаны приемы валидизации опросника, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Опросник адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики способов и стратегий преодоления юношами и девушками негативных событий жизненного пути.

Научная жизнь

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by