Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2006, № 1

В номере «Психологического журнала», 2006, № 1 (9):

Общая психология

В.М. Козубовский
Динамика реагирования психики на значимые ситуации: гипотеза универсальности
Выдвигается гипотеза универсальности реагирования человека на значимые для него воздействия (опасные для жизни ситуации, тревожную информацию, переживание позитивных и негативных событий в личной жизни и т.п.). Делается вывод о высоковероятной идентичности работы механизмов перевода индивида из одного состояния в другое по траекториям силуэтов «двугорбого или одногорбого верблюда». Подчеркивается познавательная ценность динамики психического реагирования людей для профессиональной деятельности психологов, психотерапевтов, медицинских работников, сотрудников МЧС, командиров воинских подразделений и др.

Г.М. Кучинский
Социальное мышление как форма познавательной активности
В статье подвергнута сомнению адекватность абстрактного формально-логического мышления как способа познания конкретной личности . В этой связи на основании широко известной оппозиции «познание вещи – познание личности» предпринята попытка выделения социального мышления как особого, несводимого к социальной перцепции, важнейшего компонента социального интеллекта

А.Н. Акуленко
Диалог в психологическом исследовании
Статья посвящена проблемам диалогического подхода к психологическому исследованию в контексте культурной традиции постмодернизма. Анализируются возможности диалогической методологии, избегающей как позитивистского сциентизма, так и постмодернистского релятивизма. Производится анализ диалогической концепции понимания, ее философское обоснование в работах М. Бахтина и X.-Г. Гадамера и реализация в методологии психологического исследования.

История психологии

И.Ю. Полякова
Развитие историко-психологического направления
В психологической науке имеется направление исследования, в котором психологические явления рассматриваются в контексте исторической эпохи, в масштабе исторического времени – историко-психологическое направление. Для формирования целостного представления об историко-психологическом направлении были изучены различные историко-психологические исследования, их преемственность, сходство и различие. Реконструкция историко-психологической мысли способствует воссозданию условий возникновения и динамики научных концепций в контексте мировоззренческих, общенаучных, психологических идей, характерных для определенного исторического периода. Результаты историко-психологических исследований имеют существенное значение для развития психологической науки и ее отраслей.

Психология личности

И.Н. Андреева
Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»?
В статье проводится анализ различных концепций эмоционального интеллекта (Дж. Мейера, П. Сэловея, Д.Карузо; Д.Гоулмана; Р. Бар-Она; Д.В. Люсина) с точки зрения кризисной ситуации в исследованиях интеллектуальных способностей, характеризуемой М.А. Холодной как «исчезновение» интеллекта. Автор полагает, что в настоящее время для дальнейшего развития теории эмоционального интеллекта необходимо ограничение содержания понятия «эмоциональный интеллект», уточнение структуры данного феномена и включение ее в систему личностных характеристик.

Н.В. Фурманова
Сравнительный анализ адаптивной и дезадаптивной личности в период ранней взрослости
Рассматриваются особенности психосоциальной адаптации личности в период ранней взрослости. Анализируются четыре уровня регуляции адаптационного процесса: психический, индивидуально-психологический, психосоматический, социально-психологический. Излагаются различия в проявлении таких характеристик личности как эмоциональное состояние, психологические защиты, уровень психосоматического здоровья, компоненты «Я–концепции» у адаптивных и дезадаптивных мужчин и женщин.

Т.С. Каминская
Профессиональные ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза
В статье рассматриваются профессиональные ценностные ориентации как регулятор поведения личности в конкретной профессиональной деятельности. Анализируются мотивы профессионального выбора студентов БНТУ, особенности формирования профессионального идеала. На этой основе делаются некоторые выводы о необходимости формирования профессиональных ценностных ориентаций в системе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Экзистенциальная психология

К.В. Карпинский
Многомерная онтология смысла жизни
Статья посвящена психологическому анализу смысла жизни как многомерного явления. Раскрываются множественные формы существования смысла жизни в объективной и субъективной реальности, предлагается синтез многочисленных, порой противоречивых трактовок данного феномена. Определяются границы и возможности изучения смысла жизни в психологической науке.

Педагогическая психология

Е.И. Комкова
Корреляционный анализ интеллектуально-личностного развития детей, воспитывающихся в разных условиях
В статье анализируются данные корреляционного анализа интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста и подростков, воспитывающихся в разных условиях. Сравнивается связь показателей общего интеллекта, когнитивных функций, социального интеллекта с личностными факторами и ценностными ориентациями. Делается вывод о том, что развития и связь данных характеристик у детей, воспитывающихся в разных условиях, имеет разный характер.

А.А. Давидович
Нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте
В статье представлены результаты исследовательской работы, в рамках которой было доказано, что особенности структурно-функциональной организации мозга ребенка определяют характер затруднений, которые он испытывает в усвоении понятия числа и счетных операций на начальном этапе обучения. Представлена нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте, разработанная путем соотнесения характерных затруднений, которые дети испытывают в усвоении понятия числа и счетных операций с особенностями структурно-функциональной организации их мозга.

Е.В. Молчанова
Психологические детерминанты успешности овладения иностранным языком
В данной статье речь идет о психологической обусловленности процесса обучения иностранным языкам. Особое внимание уделяется внутренней детерминации успешности овладения иностранными языками, а именно такой ведущей детерминанте, как иноязычные способности. Высшей формой развития иноязычных способностей является сформированное чувство языка. В структуре иноязычных способностей выделяются два компонента: когнитивный и личностный, в свою очередь, когнитивный компонент включает в себя механическую и логическую память, речемыслительную деятельность обучаемых и слуховое речевосприятие, а личностный – коммуникативные качества и эмоциональную сферу личности.

Социальная психология

А.В. Соловьева
Мотивация сотрудничества подростка с психологом
В статье рассматриваются особенности мотивации взаимодействия в диаде «психолог-подросток». Подробно описываются причины взаимодействия подростка со специалистом-психологом, описываются факторы, влияющие на успешность данного взаимодействия. Описаны уровни сформированности мотивации сотрудничества подростков с психологом, проанализирован ряд закономерностей и изменений, произошедших в мотивационной сфере подростков в ходе взаимодействия с психологом.

Е.А. Лупекина
Анализ эмоционального компонента детско-родительских отношений в приемных и биологических семьях
Статья посвящена проблеме установления положительных эмоциональных отношений между ребенком и приемными родителями, как необходимому условию формирования привязанности между ними и осуществления процесса идентификации. Предлагается психологическая характеристика «цветовых» портретов приемных родителей глазами ребенка. Рассматриваются возможные последствия негативного эмоционального отношения ребенка с приемным отцом.

Критика и библиография

В.М. Козубовский, В.А. Янчук
Введение в современную социальную психологию

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by