Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2006, № 2

В «Психологическом журнале», 2006, № 2 (10)

Общая психология

С.С. Сагайдак
Поле профессиональной неопределенности в координатах «способности – склонности»
Рассматривается акмеологический подход к проблемам незатрудненной профессионализации и карьерного роста в контексте изучения индивидуальных способностей и склонностей человека. Подчеркивается, что вершин творчества в профессии можно достичь только при сформированности вектора карьеры в координатах своих способностей и склонностей. Анализируется соотношение вектора способностей, сформированных на основе задатков (вектор «могу») и вектора склонности как направленности личности (вектор «хочу») в обеспечении незатрудненного профессионального развития индивидуальности, что задает своего рода вектор карьеры как устойчивую мотивационную направленность на приобретение профессии. Рассмотрены различные варианты направления и силы вектора индивидуальной карьеры, а также поле профессиональной неопределенности в зависимости от направления и относительной величины векторов способностей и склонностей человека: ортогонального, противоположно направленного (катаболический процесс) и совпадающего (акмеотический процесс).

И.В. Черепанова
Принятие решения в ситуации неопределенности
В статье рассматривается проблема выбора, в частности, принятия решения в ситуации неопределенности.
С целью изучения процессов принятия решения студентами в возрасте  18–25 лет был разработан и проведен естественный эксперимент, предполагающий значимый выбор из двух альтернатив в реальной и умозрительной ситуации неопределенности, а также изучались определенные личностные характеристики испытуемых (готовность к риску).
Полученные данные позволяют констатировать наличие взаимосвязи между личностной характеристикой «готовность к риску» и выбором человека в реальной и умозрительной ситуациях, а также прогнозировать поведение личности в различных ситуациях.

Педагогическая психология

Л.В. Марищук, О.К. Шульга
Психологическое содержание методов обучения иностранному языку
В статье предпринята попытка раскрытия психологического содержания методов обучения иностранному языку. Обсуждаются общие и отличительные стороны их содержательного и организационного компонентов. Показана роль каждого метода в оптимизации процесса обучения иностранному языку. 

О.П. Котикова
Психологические аспекты развития эстетического восприятия старших подростков
В статье раскрывается понятие «эстетическое восприятие», содержание, особенности и закономерности проявления эстетического восприятия. Особое внимание уделено чувствам и эмоциям как сущности эстетического восприятия, психологическим особенностям его развития в старшем подростковом возрасте. Автор анализирует воспитательную роль первичного и многократного восприятия подростками произведений искусства, его непосредственный и интерактивный режимы, влияние эстетического и жизненного опыта учащегося на данный процесс. На основе использования методики Е.П. Крупника раскрыты механизмы возникновения художественного образа как «единицы» моделирующей основные свойства эстетического восприятия, выявлены его модификации. В материале представлена первичная диагностика уровней развития эстетического восприятия у подростков, основу которого составляют ассоциативно-назывной, сюжетно-ролевой и художественный типы образов.

Т.П. Березовская
Особенности развития эмоционального интеллекта старшеклассников
В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта у старшеклассников. Описываются основные подходы к определению этого понятия. Приводятся результаты исследования, проведенного автором, выявляющие различия в развитии эмоционального интеллекта у учащихся общеобразовательной школы с театральным уклоном.

В.Г. Кухаронак
Психолого-методическое сопровождение игровой деятельности школьников
В статье дан психологический и методический анализы игровой деятельности школьников, рассмотрены эффективные игровые формы, обозначены  мотивы включения школьников в игру, выделены принципы, на которые следует опираться педагогу при организации данной деятельности, определены организационно-педагогические условия проведения игровой деятельности школьников, выявлены специфические качества, необходимые школьнику для эффективного участия в игровой деятельности.

Коррекционная психология

В.А. Каратерзи
Сенсорная стимуляция как условие психического развития детей младенческого возраста, воспитывающихся в доме ребенка
Установлена прямая зависимость показателей психического развития воспитанников дома ребенка младенческого возраста от характеристик сенсорной стимуляции. Найденное соотношение согласуется с представлениями о функциональном развитии коры головного мозга на первом году жизни. 

Психодиагностика

О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха
Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки
Описывается процедура разработки опросника образа собственного тела, предназначенного для оценки соматических, психических и поведенческих расстройств, связанных с пищевым поведением. Шестнадцать пунктов опросника сконструированы на основании опыта клинической работы и публикаций, написанных в социокультурной и когнитивно-бихевиоральной парадигме. Большинство пунктов касаются неудовлетворенности внешностью. Валидизация и стандартизация проведены на взвешенной выборке, включавшей 904 испытуемых женского пола в возрасте 13-23 года (819 здоровых и 85 с диагнозом нервной булимии или анорексии). Для валидизации опросника использовались: анализ главных компонент; корреляции с антропометрическими характеристиками, опросником пищевого поведения и шкалой удовлетворенности телом; корреляция с диагнозом расстройства пищевого поведения. Пороговые баллы для скриниговых и клинических целей определены на основании характеристической кривой (ROC) и предсказательных возможностей опросника. Обсуждаются вопросы использования опросника для диагностики нервной анорексии и булимии.

Психология индивидуальных различий

С.В. Белохвостова
Психология индивидуальности и индивидуальных различий в человекознании и образовании
В статье раскрывается вопрос о том, как самоопределение личности в направлениях и средствах развития, стратегиях жизнедеятельности сопровождается идентификацией с типологическими (общечеловеческими, социокультурными) и индивидуальными особенностями.
Удельный вес общечеловеческого, социокультурного и индивидуально-личностного в образе Я, Я-концепции может быть разным, что определяет своеобразие личности, ее общность и различие с другими людьми. Как общее, так и различия между людьми являются необходимыми предпосылками их взаимодействия: общее делает возможным этот процесс, различие – необходимым.
Наиболее полная реализация потенциала развития и выполнение субъектом своего предназначения представляются возможными при условии выражения им своей индивидуальности как целостного с учетом уникальности и неповторимости своего бытия. Реализация этой возможности предполагает включение собственного развития в систему ценностно-смысловых регуляторов как духовного измерения индивидуальности. 

Психология семьи и брака

В.И. Слепкова
Границы как интегративный показатель психического здоровья семьи
В статье обсуждается возможность выделения интегративных показателей психического здоровья семьи. В качестве одного из таких критериев рассматривается понятие «граница», выделяются виды семейных границ, характеристики их состояний. Анализируются основные теоретические подходы к пониманию сущности здоровых семейных отношений, на основании чего делается вывод о том, что состояние семейных границ адекватным образом представляет качество семейного взаимодействия, независимо от используемого языка в психологических теориях.

О.В. Агейко
Совладающее с трудностями поведение в семье
Статья посвящена анализу стратегий преодоления кризисных семейных ситуаций на различных этапах жизненного цикла семьи, определению  типологии семейных кризисов (нормативные и ненормативные), выявлению копинг-стратегий совладающего поведения в семье.

Психология власти

И.А. Кибак
Психологические аспекты обеспечения законотворческой деятельности
В статье рассматриваются важные аспекты психологической практики – психологического обеспечения (сопровождения) законотворческой деятельности депутатского корпуса страны. Предлагаются специальные психологические знания, необходимые депутату при принятии законопроектов и законодательных решений. Показываются психологические особенности законотворческого процесса. Обосновывается новое понятие – психология законотворческой деятельности. Подчеркивается необходимость учета и  использования психологического принципа в законотворчестве. Дается краткий обзор основных направлений рассматриваемой проблемы, которые исследованы в работах ученых – правоведов и психологов. Обозначены  специфические психологические проблемы законотворческого процесса, используемые психологом. Раскрываются основные направления деятельности профессионального психолога в парламенте:  участие в разработке, подготовке законопроектов и принятии законодательных решений; анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан; формирование имиджа законодательной власти; создание психологических портретов личности депутатов и их лидеров.

Психология управления

Н.А. Шестиловская
Специфика трансформации организационной культуры белорусских предприятий
Статья посвящена вопросу о специфике трансформации организационной культуры белорусских предприятий. Организационная культура – динамическое образование и  изменяется постоянно, адаптируясь к условиям внешней среды. Это логика непрерывных изменений, и при достаточно интуитивном и спонтанном отношении к организационной культуре на предприятиях ключевую позицию начинает выполнять социометрическая звезда, или неформальный лидер, который и становиться детерминантой ее трансформации. В этом и состоит специфика белорусских организаций, поскольку сотрудники следуют правилам и нормам, которые он создает внутри отдельного подразделения или всего предприятия.

Экзистенциальная психология

В.В. Луцкович
Психологические особенности жизнепонимания личности
В статье рассматривается проблема диалектического единства миропонимания и жизнепонимания. Уточнен термин "жизнепонимание" (vitaintelligentia). Делается попытка раскрыть содержание и структуру жизнепонимания личности. Дано авторское процессуальное определение "жизнепонимания личности". Описываются установленные эмпирическим путём типы понимания. На основании выявленных типов очерчиваются четыре вида жизнепонимания личности. Проецируются личностные социальные черты. Показано их присутствие в видах жизнепонимания.

В помощь изучающим психологию

В.М. Козубовский, Е.С. Нечаева
Ошибки интерпретации регрессионных моделей в психологических исследованиях
Дан анализ типовых ошибок, допускаемых психологами при смысловой трактовке результатов наблюдений, оформленных в виде зависимостей (моделей) регрессионного типа. В первую очередь это касается ошибочной интерпретации коэффициентов регрессии, которым неоправданно, вопреки базовым теоретическим положениям математической статистики, приписывают роль «весовых» и на этом основании используют регрессионные модели психологических объектов в качестве инструмента управления и оптимизации. Показано, что в большинстве случаев столь «насильственное» привлечение регрессионных моделей классического типа к решению несвойственных им задач приводит к внешне элегантным, но не отвечающим требованию адекватности результатам.
Описаны условия, при которых коэффициенты регрессии приобретают весовые свойства (проведение наблюдений в соответствии со специальной матрицей ортогонального типа). Указываются пути построения многофакторных регрессионных моделей психологических объектов, позволяющие избежать ошибочной интерпретации. Подчеркивается, что в вузах при изучении математических методов психологии необходимо обращать внимание студентов на вопросы корректного использования математического инструментария.
Статья рассчитана на читателя, знакомого с основами классического регрессионного анализа на уровне пользователя.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by