Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2006, № 3

На страницах «Психологического журнала», 2006, № 3 (11) читайте следующие материалы:

Общая психология

В.М. Козубовский
Процессорная эволюция сознания, чип-технологии и бессмертие с позиции психологии безопасности

О.В. Шульженко
Обыденные репрезентации здорового образа жизни в речевых материалах (на примере белорусской выборки)
Рассматриваются закономерности трансформации научной концепции здорового образа жизни обыденным сознанием. С помощью психосемантических техник и метода опроса выявлены структурные и содержательные особенности обыденных репрезентаций здорового образа жизни. Ядро репрезентации формируется такими терминами, как физическая активность, здоровое (полноценное) питание, жизнь без вредных привычек (под которыми понимают в первую очередь злоупотребление алкоголем и курение). Здоровый образ жизни объективируется обыденным сознанием в образе активной жизни, связанной с постоянным движением, деятельностью – осмысленной, приносящей удовольствие, радостной для самого человека и окружающих. Заметное место уделяется пополнению ресурсов организма - отдыху в разнообразных формах, качественному полноценному питанию. Абстрактная концепция здорового образа жизни конкретизируется в контексте природной, биологической сущности человека. В обыденном сознании не укоренилась широко представленная в научных концепциях здорового образа жизни идея сотрудничества здорового человека со специалистами в сфере здравоохранения.

И.А. Якубовская
Проблема соотношения единичного и общего при построении семантического пространства в эмпирическом исследовании Я-концепции транссексуалов
Представлены этапы и результаты эмпирического исследования, направленного на изучение смыслового поля Я-концепции транссексуалов до и после смены паспортного пола. Особое внимание уделено исследованию степени согласованности различных модальностей Я-концепции личности как внутреннего условия, определяющего процесс адаптации транссексуалов к новому гендерному статусу. В исследовании принимали участие транссексуалы, состоящие на учете в сексологическом отделении Минского городского психоневрологического диспансера. В качестве диагностического инструментария применялся репертуарный тест ролевых конструктов Дж. Келли. В статье предлагается методологическое обоснование использования психосемантически ориентированного эксперимента, освещается решение исследовательской проблемы выбора между «заданными» и «выявляемыми» конструктами. На основании оценки степени согласованности модальностей Я-концепции описаны разные уровни социально-психологической адаптации лиц с синдромом отвержения пола. Обоснована необходимость психологического сопровождения транссексуалов при прохождении этапов смены пола.

Социальная психология

Л.Г. Степанова
Гендерные роли: дихотомия или эгалитарность?
В статье с позиции социального конструктивизма рассматриваются гендерные роли, как социальное проявление гендерной идентичности индивида, обобщаются результаты проведенного эмпирического исследования. Установлено, что совмещение маскулинных и фемининных черт, их соотношение в целостной системе гендерной идентичности, независимо от половой принадлежности, представляет более гармоничный стандарт, более приспособленный к жизни в современном обществе, чем ригидная типизация половых ролей. Гибкость гендерной идентичности приводит к гибкости, адаптивности поведения. Дихотомия гендерных ролей ведет к гендерному конфликту, который можно определить как «ложную дилемму» жесткой дихотомии маскулинности–фемининности, т.к. строго регламентированное следование гендерным стереотипам приводит к формированию интроекта, следствием чего является нарастание внутриличностного конфликта. В исследовании также было выявлено, что у юношей и девушек, не обладающих выраженными маскулинными либо фемининными чертами, не определена психологическая гендерная идентичность, что также может порождать конфликт самоидентичности. В результате — отказ от самореализации, неудовлетворённость собой.

Педагогическая психология

Л.В. Марищук, Е.И. Луговцова
Коммуникативная деятельность как фактор развития общих способностей в подростковом возрасте
В статье рассматривается возможность развития общих способностей старших подростков посредством специально организованного процесса общения по решению познавательной задачи. На основе теорий когнитивного развития (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А.-Н. Перре-Клермон) и анализа теоретических и экспериментальных исследований, посвященных роли общения в развитии способностей, приводится ряд теоретических предположений относительно возможностей влиянии специальным образом организованной коммуникативной деятельности на общие способности и условий, при которых эта деятельность может являться эффективной. Данные предположения легли в основу разработки программы по развитию общих способностей старших подростков. В статье описываются рамочные условия программы, а также некоторые эмпирические результаты проверки ее эффективности и рациональности теоретических предположений.

М.А. Королева
Психологические аспекты формирования устной речи младших школьников на втором близкородственном языке
Рассматривается проблема речевого развития младших школьников в условиях близкородственного двуязычия. Приводятся некоторые экспериментальные данные об особенностях развития устной речи младших школьников на втором близкородственном (белорусском) языке в условиях специально организованного обучения. Соотносятся пути усвоения родного и второго близкородственного языка. Рассматриваются аспекты последовательного двуязычия. Раскрываются особенности формирования фонетико-орфоэпической, лексической и грамматической баз белорусского языка как второго. Акцентируется внимание на важности расширения опыта спонтанного общения на втором близкородственном языке. Подчеркиваются значения наличия реальной коммуникации. Указываются факторы, которые необходимо учитывать при обучении ребенка второму близкородственному языку. Подчеркивается значение речевой функции в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Работа над проблемой имеет большое значение для совершенствования практики преподавания второго родственного языка в начальной школе.

О.А. Черепанов
Динамика «внутренней позиции» как фактор психического развития дошкольника
Статья посвящена изучению одного из факторов психического развития дошкольника – «внутренней позиции». Рассматривается содержание понятия «внутренняя позиция», период формирования «внутренней позиции». Анализ таких понятий, как «социальная децентрация» и «интеллектуальная децентрация» дает основание полагать, что переход к социальной децентрации осуществляется благодаря формированию «внутренней позиции», и в последующем, на этой основе формируется интеллектуальная децентрация.
Далее нами рассматривается содержание понятия «внутренняя позиция», период формирования «внутренней позиции», делается вывод о роли «внутренней позиции» в психическом развитие ребенка. Анализируется взаимосвязь динамики «внутренней позиции» и динамики выделенных переменных психического развития.
На основе проведенного эмпирического исследования сделан ряд выводов: во-первых, «внутренняя позиция» формируется у детей к началу дошкольного возраста; во-вторых, динамика «внутренней позиции» определяет динамику выделенных нами переменных психического развития; в-третьих, процесс формирования «внутренней позиции» может быть представлен как стадиальный процесс; в-четвертых, стадиальный характер процесса формирования «внутренней позиции» определяет стадиальный характер процесса формирования выделенных переменных психического развития дошкольника.

Е.А. Панфилова
Согласованность – рассогласованность «Я-реального» и «Я-идеального» как значимый конструкт личности будущего учителя
Статья посвящена исследованию «Я-концепции» личности студентов-первокурстников в период адаптации к условиям обучения в вузе. Представлен количественный, качественный и статистический анализ эмпирических данных, полученных с помощью личностного опросника Т. Лири, направленный на изучение адаптивного поведения личности. На основе параметра «согласованность-рассогласованность» «Я-реального» и «Я-идеального», выявленного посредством дисперсионного анализа, из общей выборочной совокупности испытуемых были выделены две выборки: адаптивная и дезадаптивная. Выделение адаптивной и дезадаптивной личности будущего учителя, их содержательные психологические характеристики в дальнейшем будут рассматриваться в исследовании в качестве индикаторов социально-психологической адаптированности, которые наполнят данное понятие операциональным содержанием. Применение факторного анализа с вращением системы координат позволило выявить значимые факторные веса «Я-реального» и «Я-идеального» для испытуемых адаптивной и дезадаптивной группы. Последующее применение коэффициента корреляции Спирмена выявило положительные статистически значимые связи между производными факторов «Я-реальное», «Я-идеальное» для адаптивной и дезадаптивной группы.

Л.А. Крино
Познавательные стили в дистанционном обучении
В статье рассмотрены измерения главных познавательных стилей и исследован механизм адаптации проекта дистанционного обучения к познавательным стилям студентов с целью индивидуализации их обучения. Исследование выполнено в рамках научной темы Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, связанной с разработкой адаптивной системы дистанционного обучения. Рассматриваемая проблема связана с определением познавательного стиля студента с помощью стандартизированных тестов. Точно измерение стиля иногда практически невозможно. Поэтому автор предлагает использовать нечеткие числа для такого измерения. Между нечеткими познавательными стилями и контентами, характеристиками обучения, имеются нечеткие зависимости. Автор считает, что определять такие зависимости необходимо с помощью нечетких продукционных правил. Эта статья посвящена этим важным и сложным проблемам.

Психология личности

О.Г. Кучинская
Личность и маска: временная перспектива общения в чате
Статья посвящена проблеме изменения поведения людей в процессе общения, опосредованного некоторыми интернет-технологиями. В первую очередь речь идет о чатах с открытым доступом, позволяющих, сохраняя анонимность, разговаривать большому количеству незнакомых друг с другом пользователей. Интерес исследователей вызвали обнаруженные необычные паттерны поведения общающихся, которые наиболее часто характеризуются как «повышенная раскрепощенность» и «смена идентичностей». Предлагаемый нами подход основан на сравнительном анализе опосредованного и непосредственного общения. Показано, что поведенческие феномены, аналогичные выделенным, возможны и в некоторых формах непосредственного общения. В частности, они связаны с ограниченностью или отсутствием временной перспективы общения (общение «здесь и сейчас»), а также с типом социальной идентичности личности, обеспечиваемым выбранной формой общения.

Е.В. Дроботова
Динамика профессионального самосознания на разных этапах профессионализации личности
Статья посвящена исследованию динамики профессионального самосознания личности на основе анализа его когнитивного и эмоционального компонентов. Высказывается предположение о том, что динамика профессионального самосознания обусловлена степенью согласованности его образных элементов – образа «Я», образа профессионального «Я» и образа профессии, их субъективной значимостью и смысловой интеграцией, степенью позитивности отношения к себе как личности, как специалисту и своей профессии. Дается теоретическое обоснование данного предположения, и приводятся результаты эмпирического исследования.
Эмпирическим путем устанавливается статистически достоверная корреляция между основными образными элементами профессионального самосознания (образом «Я» – «Я» специалист – идеальный специалист) на разных этапах профессионализации личности – и уровнем удовлетворенности личности профессией и профессиональным «Я», дается описание динамических тенденций профессионального самосознания, устанавливаются закономерности и рассматриваются особенности его развития на разных этапах профессионализации личности.

О.Л. Шибко
Ургентная аддикция как форма аддиктивного поведения личности
Аддиктивное поведение определяется в статье как одна из форм отклоняющегося поведения и представлено различными видами – химическими, нехимическими и промежуточными аддикциями. Ургентная аддикция относится к нехимическим аддикциям и рассматривается как привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени, спешки. Подобное состояние обусловлено сверхзанятостью, необходимостью принимать участие во многих видах деятельности, зачастую одновременно, ускорением темпа жизни, общей гиперстимуляцией. Термин ургентная аддикция введен Н. Тасси.
В статье описаны специфические характеристики, причины возникновения и процесс развития ургентной аддикции в целом и одной из ее составляющих – работоголизма, содержание которого определяется как «патологическое влечение к работе». В заключение статьи описаны способы выхода из состояния постоянной нехватки времени.

Психология развития

Г.Л. Сперанская
Проблема речевого содержания образа
В статье рассматривается соотношение чувственного и словесного содержания в образе в зависимости от его характера, показана связь представления и понятия, рассмотрены существенные различия предметных представлений в зависимости от условий их возникновения, приведены антропологические исследования образов в примитивных сообществах. Автор обосновывает появление конкретного или абстрактного содержания в сознании доминированием в предметном представлении соответственно наглядного или словесного компонентов. Развитие речевого содержания в предметных представлениях рассматривается как результат словесной дифференциации образа в общении. Автор полемизирует с принятым мнением о том, что источником усложнения предметных представлений является практика в восприятии различных сторон объектов, действия с ними. В статье обосновывается ведущая роль речи, речевого общения в развитии содержания сознания в онтогенезе. В заключение отмечается необходимость использовать речевую наглядность в общении с дошкольниками и обучении младших школьников.

И.И. Кранц
Взросление как семейный и индивидуальный процесс в раннем юношеском возрасте
В статье предпринята попытка сформулировать критерии взросления, обозначающие успешность и окончательность прохождения периода «вхождения во взрослость». Представлен взаимосвязанный набор понятий личностная и социальная идентичность для возрастного периода, определяемого как ранний юношеский. Проведен сравнительный анализ различных теорий взросления и обретения идентичности, в связи с чем выявлены основные признаки личностной и социальной идентичности, что позволило разработать наглядную схему взаимодействия предикатов, индуцирующих становление тех или иных аспектов идентичности, а также позитивное решение кризиса идентичности, свойственного юношескому возрасту. Описано исследование для выявления особенностей механизма становления личностной и социальной идентичности, в котором было показано, что эффективность выработанных стратегий принятия ответственности за решение в ситуации значимого выбора на себя детерминирует успешное решение возрастных задач саморазвития.

Юридическая психология

Е.В. Кражевская
Личностные особенности осужденных женщин
Статья посвящена проблеме, весьма важной и актуальной для теории пенитенциарной психологии и практики исполнения уголовно-правовых мер, связанных с изоляцией от общества. Автор выделяет особенности проявления отклоняющегося поведения женщин, осужденных впервые и неоднократно судимых, а также индивидуально-личностные особенности данной категории исследуемых. Для женщин, неоднократно судимых, характерны агрессивное поведение; низкий контроль эмоциональных реакций; непринятие или отвержение своей социокультурной роли и ее функций; замкнутость и отчужденность; пессимистичность; молчаливость; подавленность; раздражительность; эмоциональная вялость; осторожность в выражении экспрессии; практичность. Осужденных впервые женщин отличает пассивно-неагрессивное поведение, умение контролировать свои эмоциональные реакции, менее выраженная склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем и употреблению психотропных веществ. Им свойственна естественность и непринужденность в поведении, женственность, доверчивость, активность в устранении конфликтов.

О.Э. Схопчик
Особенности социально-правовых представлений несовершеннолетних правонарушителей
В статье описываются особенности социально-правовых представлений несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, которые были получены в результате проведенного сравнительного исследования правового сознания данных лиц и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, а также подростков с правомерным поведением. Представлен подход к определению структуры правового сознания личности исходя из психологического механизма юридически значимого поведения и его основных функциональных блоков: социальной перцепции, мотивообразования и целеполагания. Исходя из этого определены структурные компоненты правового сознания личности: правовые знания и представления; социально-правовые ожидания; личностные нормы и социально-правовые поведенческие установки. Раскрывается содержание и значение такого компонента правового сознания как правовые знания и социально-правовые представления.

Психология религии

Л.М. Ботух
Религиозное сознание: возможности структурного анализа
В статье рассматривается структура понятия «религиозное сознание»: вера, религиозный опыт, религиозные представления. Дается характеристика каждого из перечисленных структурных элементов, анализируется роль и значение каждого из них. Особое внимание в статье уделяется феномену веры, на наш взгляд, слишком недостаточно исследованному в психологии. Делается вывод о невозможности изъятия этого элемента из сознания человека и замены веры – знанием. Дается содержательный анализ религиозного опыта субъекта. Проводится различие между деструктивным, разрушающим личность иррациональным переживанием и истинно-религиозным опытом, несущим возможность огромного духовного роста. Рассматриваются два уровня осознания религиозных представлений: обыденный и концептуальный, что соответствует двум формам религиозности – чувственной и духовной. Предлагается итоговая формула, интерпретирующая поведение личности, являющейся носителем религиозного сознания.

Психология труда

Э.Р. Бариев, С.С. Сагайдак, С.Н. Бардушко
Сравнительный анализ психофизиологических характеристик пожарных спасателей и успешности выполнения учебных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Проведен сравнительный анализ психофизиологических и когнитивных характеристик и успешности выполнения профессиональных задач работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Успешность профессиональной деятельности оценивалась по двум упражнениям (базовые действия, моделирующие процесс ликвидации чрезвычайной ситуации). Для сравнительного анализа успешности и базовых психофизиологических и когнитивных характеристик пожарных-спасателей проведено комплексное психодиагностическое обследование. Статистический анализ выявил корреляцию показателей выносливости нервной системы, подвижности нервных процессов и переключаемости внимания с успешностью руководства действиями личного состава по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Представленные корреляционные данные позволяют разработать стартовый вариант базовых психограмм к профилям профессионально важных качеств спасателей, выявляемых учебными упражнениями. Необходимо исследовать также комплексные корреляты профессионально важных качеств работников по ликвидации чрезвычайных ситуаций: профили познавательной направленности, профессиональной обучаемости и психологической адаптивности.

А.А. Федяев
История развития и теоретические основы полиграфных обследований
В статье рассмотрена история развития инструментальной детекции лжи. На основе анализа литературы сформулированы дефиниции таких психологических феноменов как «ложь», «обман», «неправда». Прослежены основные этапы развития инструментальной детекции лжи. Проанализирован психофизиологический способ получения информации применительно к полиграфным проверкам. Рассмотрен психофизиологический феномен соотношения психических и физиологических процессов, обеспечивающий непосредственное взаимное влияние психических процессов на физиологические процессы, и наоборот, лежащий в основе полиграфных проверок. Описаны некоторые сложные моменты, которые могут возникнуть при проверке на полиграфе. Проведен анализ развития законодательства США, регулирующего сферы применения полиграфа. Сделан ряд выводов, имеющих принципиальное значение для понимания сущности испытания на полиграфе.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by