Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2006, № 4

На страницах «Психологического журнала», 2006, № 4 (12) читайте следующие статьи:

Актуальные проблемы психологии

В.А. Янчук
Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии
Рассматривается проблема позиционирования в предмете психологического знания в перспективе постмодернистского социокультурного интердетерминистского диалогизма. Показываются особенности трансформации психологического знания в историко-культурной перспективе. Обосновывается, что специфика предмета психологического знания определятся биосоциальной сущностью человека в ее рационально-иррационально-экзистенциальном измерениях, а также ее интердетерминированностью социокультурным и физическим контекстами бытия. Рассматриваются особенности существования в условиях многообразия парадигмальных координат, характеризующегося «полифонией голосов». Определяются условия научного диалога в условиях парадигмального многообразия и методологического плюрализма. Демонстрируются особенности интегративно-эклектического подхода. Намечаются перспективы развития психологического знания.

Общая психология

А.Н. Акуленко
Диалогическая концепция речевого общения и конструирования субъективности во взаимодействии
Статья посвящена проблеме исследования процессов взаимопонимания в контексте диалога. С опорой на предложенную В.А. Янчуком концепцию взаимопонимания как процесса формирования разделяемого поля значений осуществляется анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимопонимания как интерактивного явления (конверсационный анализ, интеракционная социолингвистика, теория речевого общения М. Бахтина, подходы С. Дакка, С. Вортэма). Анализируются проблемы контекстуализации, социально разделяемых механизмов развития диалога, диалогической трактовки понимания и взаимного согласования позиций собеседников в ходе взаимодействия. Предлагается трехуровневая модель исследования процесса взаимопонимания в контексте взаимодействия, которая позволяет учитывать локальную динамику взаимодействия, процессы контекстуализации и позиционирования в диалоге. Взаимопонимание в данной концепции рассматривается как сложный диалогический феномен, связанный с согласованием позиций участников взаимодействия, осуществляемым как на уровне интеркции, так и в плане репрезентации.

Методология и методы психологии

И.А.Фурманов, Т.О. Кулинкович
Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений
Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов «садизм» и «мазохизм» их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер. При этом наблюдается неоправданное расширение области значения данных понятий, что проявляется в употреблении их в обыденной речи людей вне психиатрического контекста. В психологической, психиатрической и сексологической практике садизм и мазохизм до сих пор нередко описываются как виды нарушения сексуального влечения, или парафилии. В то же время, наблюдается изменение взглядов общества на данные феномены и широкое распространение их среди психически нормальных людей, что приводит к необходимости переоценки существующих научных представлений. Ввиду этого, современными психиатрами активно обсуждается вопрос об исключении садизма и мазохизма из списка сексуальных девиаций. В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах садизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и общественной оценки данных практик.

А.С. Солодухо
Модель индивидуального вклада ученого в смысловое пространство научного психологического дискурса
В статье дается определение научного психологического дискурса. Предлагается схема индивидуального вклада ученого в смысловое пространство научного психологического дискурса. Схема содержит четыре уровня искажений, проявляющихся в текстовой репрезентации научного психологического дискурса. Уровни искажений определяются как языковой, институциональный, научный и персональный научный. Вводится понятие социокультурного контекста как неотъемлемого условия существования научного дискурса. Рассматриваются приемы минимизации возможных содержательных искажений научного психологического дискурса на индивидуальном уровне. Обосновывается необходимость использования приемов работы с макроструктурой текста в рамках дискурсного анализа для уменьшения содержательных искажений. Обозначаются перспективы использования дискурсного анализа в научно-исследовательской деятельности.

Социальная психология

Ю.Ф. Лахвич
Стратегии межличностного взаимодействия: опыт определения
В статье выделяются два аспекта при рассмотрении межличностного взаимодействия: содержательный и организационный. Обосновывается значимость стратегий межличностного взаимодействия как составляющих организационного аспекта взаимодействия. В работе представлен авторский опыт развернутого определения категории стратегий межличностного взаимодействия. Принципом такого определения является движение от ядерной категории «стратегия». Описываются и анализируются точки зрения отечественных и зарубежных авторов, работы которых затрагивают понятие стратегий межличностного взаимодействия. Поднимается проблема соотношения категории стратегий межличностного взаимодействия со стилем межличностного взаимодействия. В завершение дается обоснованное автором определение стратегий межличностного взаимодействия. В качестве существенных особенностей стратегий межличностного взаимодействия автором предлагаются следующие: направляющий, контролирующий и предвосхищающий само действие характер стратегий; связанность стратегий с целью взаимодействия, неизолированность стратегий, их помещение в контекст других стратегий (своих или партнера по взаимодействию), включение в их состав более мелких единиц взаимодействия – тактик.

Психология личности

П.Р. Галузо
Субъектно-деятельностная парадигма в исследовании проблематики стилей
В статье рассматриваются методологические положения, которые определяют основные принципы исследования проблематики стилей с позиций субъектного подхода в современной отечественной психологической науке. Особое внимание уделяется возможностям развития концептуальной системы исследований стиля личности как субъекта деятельности на основе системно-деятельностного и субъектного подходов. С опорой на теоретические положения психологии субъекта автором обсуждается вопрос о понимании стиля как проявления личности в качестве субъекта деятельности; предлагается рабочее определение стиля в качестве типичного способа регуляции личностью как субъектом деятельности своей внутренней и внешней активности; обозначается место стиля в системе регуляции деятельности и осознанной саморегуляции личности; определяется возможность концептуализации стиля в качестве индикатора проявлений личности как субъекта.

А.А. Жданович
Сравнительный анализ категориальных структур восприятия ориентации на карьеру и карьеризма в массовом сознании
В статье рассматриваются противопоставление «карьеризм – ориентация на профессиональную карьеру» в зарубежной и отечественной литературе, причины недостаточного внимания к проблемам карьеры на территории СССР. Представлены результаты сравнительного анализа категориальных структур восприятия карьеризма и ориентации на карьеру среди школьников, студентов и работающих людей разных профессий. Автор констатирует наличие определенных трансформаций массового сознания в сторону позитивного восприятия «карьеры» как социально-психологического явления. Среди общих личностных особенностей людей, ориентированных на профессиональную карьеру, и карьеристов были выявлены: высокая степень активности, демонстрация поведения, направленного на признание заслуг окружающими, а также стремление достигать поставленных целей. Параметрами дифференциации этих конструктов являются способы достижения этих целей и их моральная оценка.

Экзистенциальная психология

Э.А. Соколова
Утрата смысла и ее роль в возникновении заболеваний
В статье показаны механизмы перехода от смыслоутратности к заболеваниям и наоборот, а также связь смыслоутратности с определенными группами заболеваний. Приводится несколько вариантов моделей перехода от смыслоутратности к заболеваниям, показывает критические точки, в которых возможен такой переход. Переход к заболеваниям автором увязывается с потерей ведущего смысла в иерархии смыслов, принижением значимости ведущего смысла, столкновением равнозначных смыслов в смысловой структуре, появлением значимых новых, нехарактерных для здорового человека смыслов в смысловой иерархии, а также рассматривает обратный процесс – возникновение смыслоутратности в связи с уже имеющимся заболеванием. Автор показывает роль внешних и внутренних факторов в процессе перехода от смыслоутратности к заболеваниям.

А.В. Тишкевич
Страх смерти как угроза утраты самости
В статье рассматриваются различные теоретические подходы происхождения  страха смерти в контексте проблемы самости. В рамках этой категории рассмотрены как рациональные, так и иррациональные составляющие  страха смерти. Иррациональными источниками данного страха являются инстинктивные побуждения и бессознательный опыт, рассматриваемый в психодинамических теориях, а так же опыт переживания «бытийной тревоги» анализируемый в экзистенциальной теории. Рациональным источником  страха смерти является  опыт, основанный на научении. Каждое из рассмотренных направлений психодинамическое, экзистенциально-феноменологическое, социально-конструктивное в качестве основных выделяет свои факторы, влияющие на остроту переживаний страха смерти. Общим в страхе смерти, с точки зрения самости, является переживание возможной потери уникального Я, на поддержание целостности которого направлены механизмы защиты.

Педагогическая психология

О.Н. Зыль
Концепция музыкального образования детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальным проблемам музыкального образования детей старшего дошкольного возраста. Впервые излагается принципиально новый подход к решению проблемы музыкального образования, основывающийся на возможности и необходимости формирования эстетического интереса у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим рассматриваются авторские подходы к содержанию и организации музыкального образования в дошкольных учреждениях, изложены цель, задачи и принципы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста, психолого-педагогические особенности осуществления музыкально-образовательного процесса. Особое внимание в статье уделяется проблеме формирования эстетического интереса, который рассматривается как предпосылка и результат музыкального образования детей старшего дошкольного возраста. Сформулированы и обоснованы перспективные направления в разработке педагогических моделей музыкального образования детей данной возрастной категории. Рассматривается проблема качества дошкольного образования с учетом организационного, психологического и педагогического аспектов музыкального образования.

Психология семьи и брака

А.Н. Громыко
Особенности эмоциональных отношений в семье тревожного ребенка
В статье рассматривается состояние тревоги, причины ее возникновения и особенности феноменологии в детском возрасте. Основной акцент сделан на изучении психологических механизмов, приводящих к возникновению тревожного состояния. Нарушение системы отношений в семье, особенности характерологии родителей выделены как наиболее существенные этиологические факторы детской тревоги. В качестве диагностического инструментария использованы методика на определение уровня тревоги (Р. Тэммла, М. Дорки, Ф. Амена) и тест семейных отношений (Е. Бене, Д. Антони), позволяющие сравнить направленность и степень интенсивности положительных, отрицательных и враждебных чувств в семейной системы между детьми с высоким и низким уровнем тревоги. Результаты исследования иллюстрируют роль эмоциональных связей и межличностных отношений между родителем и ребенком в генезе детской тревоги. Уставлена взаимосвязь между уровнем тревоги и показателями враждебности родительского отношения к ребенку и низкой направленностью их положительных чувств в его адрес.

Медицинская психология

В.П. Вишневская
Анализ современных подходов к коррекции психосоматических заболеваний и необходимость системного подхода
В статье представлен в наиболее общем виде анализ современных подходов к коррекции психосоматических заболеваний. Рассматриваются доминирующие подходы, используемые в практической медицине при решении вопросов диагностики, терапии психосоматических заболеваний. Обращается внимание на отношения между врачом, психологом и пациентом. Зачастую эти отношения имеют общую схему: авторитет врача, психолога – пассивность пациента, игнорируется внутренний потенциал пациента, это негативно сказывается на временных характеристиках периода его выздоровления. Сделан акцент на необходимость всестороннего изучения личности пациента, его психического и соматического состояния. Подчеркивается необходимость системного подхода в процессе решения выше обозначенной проблемы.
Анализ литературных данных и клинико-психологический опыт дают основание полагать, что в медицинской практике в процессе поиска методов лечения психосоматических заболеваний обнажаются противоречия во взглядах психотерапевтов, которые в своем большинстве представлены психиатрами, и психологов, относительно личности пациента. Образная сфера пациента, механизмы формирования его образа болезни остаются без внимания.

В.В. Шевляков, М.А. Алексеева, И.В. Заслонова
Особенности формирования психологической модели внутренней картины болезни у пациентов с ишемической болезнью сердца в динамике заболевания
В статье представлены результаты психологического исследования в условиях клинического стационара больных с ишемической болезнью сердца (ИБС), которыми установлены у большинства пациентов нарушения сенситивного и эмоционального уровней внутренней картины болезни (ВКБ), проявляющиеся высоким уровнем субъективного ощущения физического недомогания, чувственного восприятия заболевания и эмоционального напряжения, выраженной неустойчивостью настроения по астеническому и ипохондрическому типам. Данные нарушения в совокупности с установленным у больных с ИБС пессиместическим отношением к ее тяжести и неблагоприятному прогнозу обусловливают формирование у больных соматогенных психических расстройств (астено-невротические, тревожные и/или депрессивные) и пренебрежительный тип отношения к болезни с соответствующим полным или частичным невыполнении медицинских предписаний и назначений. Весьма важно выявление у больных с ИБС закономерного нарастания частоты и интенсивности нарушений в субмоделях ВКБ и проявлений тревожно-депрессивного состояния с увеличением длительности заболевания, которые наиболее распространены и выражены у длительноболеющих лиц с ИБС, что определяет настоятельную необходимость проведения в условиях стационара психокоррекционной и психопрофилактической работы с больными кардиопатиями.

А.В. Северин
Психическое здоровье как междисциплинарная проблема
В статье рассматривается проблема определения места «психического здоровья» в ряду схожих феноменов. Автором анализируется соотношение понятий «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье» в рамках двух основных подходов к пониманию психического здоровья в психологии (понимание здоровья «от болезни» – объективная позиция; и понимание здоровья «от здоровья» – субъективная позиция). В результате анализа было выяснено, что расширение понимания понятия «психическое здоровье» до понятия «психологическое здоровье» приводит к появлению нового понимания психического здоровья, а точнее и нового предмета для изучения в психологической науке (с субъективной позиции). Такое понимание здоровья возникает на месте пересечения «психического» и «психологического здоровья», и поэтому, может рассматриваться как комплексный феномен (с объективной и субъективной сторон), что предполагает наличие собственных внешних и внутренних критериев оценки. Также нами были проанализированы определения психического здоровья ряда авторов. На основе выделенных ключевых понятий, к которым обращаются авторы, нами сделана попытка определить понятие «психическое здоровье». Подчеркивается значимость и актуальность изучения вопросов, связанных с этой проблемой.

Коррекционная психология

В.А. Каратерзи
Опыт применения моделирования для прогноза динамики психического развития воспитанников дома ребенка
В статье представлен анализ когнитивной среды дома ребенка, как одного из ведущих факторов, определяющих специфику психического развития воспитанников данного учреждения. Выделены основные факторы и элементы когнитивной среды и рассматривается модель их влияния на психическое развитие детей первого года жизни. Определена оптимальная количественная характеристика сенсорного потока, необходимого для нормального протекания процесса психического онтогенеза младенцев. Отмечается особая роль взрослых в психическом развитии детей первого года жизни. Система взаимодействия со взрослым рассматривается как человеческий фактор среды, определяющий ее доминирующий тип. Показана возможность использования векторного моделирования для прогноза динамики психического развития изучаемой категории детей при изменении доминирующего типа среды посредством преобразования системы взаимодействия взрослых с детьми.

Психология труда

А.Ю. Борбот
Отношение к опасности трудовой деятельности и производственный травматизм
Статья посвящена психологическому анализу различий в отношении к опасности рабочих, подвергшихся неоднократному травмированию, и рабочих, не имевших производственных травм. Представлена оригинальная модель отношения к опасности трудовой деятельности. Излагается схема организации, методы и результаты проведенного эмпирического исследования. Рассматриваются различия в субъективной оценке работниками индивидуальной и социальной ценности собственного здоровья и безопасности, понимании необходимости соблюдать требования охраны труда. Анализируются отличия в знаниях, навыках и мотивации безопасного поведения, а также в оценке рабочими состояния культуры безопасности труда на предприятии. В статье приводятся результаты статистической обработки полученных данных. На этой основе делается вывод о ведущей роли мотивационных и социальных факторов производственного травматизма. Предлагаются направления коррекционной работы по снижению риска несчастных случаев на производстве.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by