Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2007, № 1

Психологический журнал, 2007, № 1 (13)На страницах «Психологического журнала», 2007, № 1 (13) читайте следующие материалы:

Актуальные проблемы психологии

В.А. Янчук
Эволюция метода социально-психологического исследования: от модернистской экстраспекции к постмодернистской диалогической методологии
Рассматривается проблема метода в психологическом исследовании в контексте постмодернистской социокультурно-интердетерминистской перспективы позиционирования в предмете психологии. Предлагается конструктивная критика позитивистской исследовательской методологии. На основе анализа существующих в современном психологическом знании подходов обосновывается принципиальная невозможность нахождения единственно верного универсального решения. Приводится сопоставительный анализ количественных и качественных методов психологического исследования с акцентом на фиксацию их исследовательского потенциала и ограничений. Обсуждается проблема соотношения идиографии и номотетики в психологическом исследовании. Описываются особенности методологической триангуляции как пути интеграции потенциала количественных и качественных методов. Предлагается авторская модификация интегративной эклектики путем триангуляции. Показывается перспектива использования диалогических методологий.

Г.М. Кучинский
Феноменологическая психология и М.М. Бахтин
М.М. Бахтин не был психологом, но всю жизнь занимался методологическими проблемами гуманитарных наук, в том числе и психологии. Его исследования, выполненные в феноменологическом стиле, позволили ему прояснить целый ряд новых и принципиально важных для гуманитарных наук психических феноменов: бытие человека в мире, событие, отношение «Я - Другой», чужая и собственная речь, голос, многоголосье, диалог, текст, понимание. Тем самым ему удалось сделать огромный вклад в исследование диалога как специфически человеческого способа взаимодействия и понимание личности как говорящего бытия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что диалог становится принципиально важным предметом и методом феноменологической психологии.

А.П. Лобанов, Н.П. Радчикова
Проблемы категоризации в логике и психологии: от Аристотеля до Рош
В статье с точки зрения логики и психологии представлен сравнительный анализ двух наиболее известных теорий категоризации: классической теории категоризации и ее наиболее разработанной альтернативы, теории прототипов и базисного уровня. Авторы опираются на современные междисциплинарные теоретико-эмпирические исследования. Подробно рассмотрены три проблемы категоризации: существенных признаков, четких границ и эффекта типичности, их суть, варианты решения и объяснения, предложенные в рамках названных выше теорий. Показано, что основные проблемы категоризации сохраняют актуальность и в классической теории, и в теории прототипов. Сделаны выводы, что не противопоставление методов философии, логики и психологии, а их интеграция в исследовании сложных проблем и внимательное отношение к научному наследию поможет быстрее приблизиться к разгадке занимающих умы научного сообщества принципиальных вопросов категоризации, развития и формирования житейских и научных понятий.

Общая психология

Т.Л. Филимонцева
Ментальные репрезентации эмоций: анализ изобразительной продукции
Статья посвящена проблеме ментальных репрезентаций эмоций в контексте учебной деятельности учащихся гуманитарных и технических колледжей. Феномен ментальной репрезентации описывается автором статьи с позиции когнитивного подхода. В статье представлено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в выявлении специфики содержательных и структурных характеристик ментальных репрезентаций эмоций в учебной деятельности учащихся колледжей через анализ категориальных и пространственных показателей, а также цветовой палитры изобразительной продукции респондентов. В результате сравнительного анализа графической продукции учащихся колледжей с разным профилем обучения были получены статистически подтверждаемые различия, касающихся категориального состава изображений и цветового оформления работ респондентов, а также статистически значимая связь между цветовым оформлением изобразительной продукции и модальностью эмоциональных представлений.

Методология и методы психологии

Н.А. Ромусик
Процедура создания методики диагностики мотивации учебной деятельности личности в юношеском возрасте
В статье предложена авторская методика изучения мотивации учебной деятельности личности в юношеском возрасте. Данный психодиагностический инструмент позволяет измерять силу учебных мотивов и оценивать иерархическую структуру мотивации учения. Описаны процессы валидизации, стандартизации субшкал  и проверки временной стабильности результатов диагностики с применением предлагаемого инструмента. Методика может быть использована в психологических исследованиях и практической работе со старшеклассниками, абитуриентами, студентами вузов с целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности личности. Выдвинута рабочая гипотеза о значимых  различиях в содержании шкал методик диагностики учебных мотивов, созданных в разное время различными авторами. С целью доказательства данного предположения проведен сравнительный анализ авторской методики с аналогичными вариантами психодиагностического инструментария, существующего на сегодняшний день в психологической литературе.

И.В. Аксючиц
Методика изучения мотивов употребления наркотиков
В статье рассматриваются вопросы теории, конструирования и установления пригодности опросника «Мотивы употребления наркотиков» (МУН). Излагается процесс апробации и валидизации методики изучения мотивов наркотизации при обследовании молодежи, проведенного в рамках «Государственной программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 2001-2005 годы». Развитие наркозависимости, прежде всего, следует рассматривать как проблему формирования в мотивационной сфере личности мотивов употребления наркотиков. Обосновывается возможность предупреждения и профилактики наркомании в молодежной среде на основе изучения у юношей и девушек мотивов наркотизации. Предполагается использование опросника «Мотивы употребления наркотиков» в виде психодиагностического инструментария для выявления мотивов употребления наркотиков у лиц «группы риска», а также у наркоманов с целью оказания им психологической помощи.

Социальная психология

И.А. Фурманов
Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период
В статье обсуждаются понятие и виды супружеского насилия, описываются диагностические критерии психологического насилия. Акцентируется внимание на «эстафете насилия» как одном из механизмов формирования социальных репрезентаций агрессивных действий в отношении супругов на основе наблюдения за взаимоотношениями родителей. Излагаются данные о представлениях молодых людей, не имеющих опыта супружеской жизни, о психологическом насилии с позиции жены и мужа. Рассматривается степень согласованности оценок психологического насилия с позиции жены и мужа. Описываются типично мужские и женские формы психологического насилия в представлениях респондентов. Анализируются сходства и различия в ранговых структурах социальных репрезентациях психологического насилия в супружеских отношениях. Констатируется, что угрозы физическому здоровью, чрезмерное контролирование физической свободы и дестабилизация, наиболее вероятно, воспринимаются и оцениваются как психологическое насилие, тогда как неадекватное разрешение супружеских проблем не всегда трактуется как непременно насильственное.

Е.А. Лупекина
Сравнительный анализ полоролевой идентификации детей в приемных и биологических семьях
Для решения проблемы сиротства в Республике Беларусь достаточно широко используется практика создания приёмных семей. Актуальной является задача психологического изучения приёмной семьи, роли приемных родителей в социализации ребёнка. В статье рассматриваются особенности полоролевой идентификации детей в приёмных и биологических семьях. Подробно описывается качество эмоциональных отношений между приёмным ребёнком и приёмными родителями, составляющее основу процесса идентификации. Анализируются представления приёмных и биологических детей о семье как о триаде. Описаны психологические портреты приёмного отца и матери как объектов идентификации с точки зрения приёмных детей. Выделены некоторые особенности детско-родительских отношений в приёмной семье. Делается вывод о возможности полоролевой идентификации детей с приёмными родителями и описываются условия, препятствующие ей. Результаты психологического исследования имеют существенное значение для оценки эффективности адаптации ребёнка в приёмной семье.

Экзистенциальная психология

Н.В. Чурило
Структурная организация жизненной стратегии в юношеском возрасте
Статья посвящена определению основных характеристик жизненной стратегии в юношеском возрасте и  изучению  их связи с субъективным благополучием личности. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время  у молодых людей усиливается стремление к материальному достатку в ущерб духовному развитию, а  жизненные стратегии направлены в большей мере на достижение социального успеха, признания, обеспеченности и в ущерб самореализацию. Жизненная стратегия - это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла. Важными характеристиками жизненной стратегии являются система ценностей и отношений личности, уровень интернальности. Показателем эффективности реализации жизненной стратегии является уровень субъективного благополучия личности, который определят психическое здоровье человека. В основе реализации стратегии творчества лежит позиция активного творца жизни, ценности любви, красоты, творчества, добра, развития.

И.И. Гребень
Понятие о соционике как науке, ее значение для человека и общества
Статья концептуально знакомит читателя с соционикой - новой гуманитарной наукой, открытой А. Аугустинавичюте (Литва, 1968). В ней освещаются основные постулаты соционики. Рассматриваются фундаментальные установки психики, психические функции, классы функций. Обозначается основополагающий для соционики принцип - принцип информационного метаболизма, сформулированный А. Кемпинским в 40-х годах ХХ века. Предлагается схема, обозначение и название структурных элементов информационного метаболизма психики. Обосновывается информационная аспектная структура психики человека, информационное взаимодействие психики с окружающим миром, информационное наполнение психики, врожденность структуры психики. Показаны 16 моделей (А) типов информационного метаболизма (ТИМ) психики, очередность смены квадр в развитии общества. На примерах кратко рассматриваются и описываются модель «А» ТИМ психики и дуальные отношения.

Педагогическая психология

О.В. Шаповалова
Особенности проявления образов «Я» учителей, связанных с процессами самопрезентации и самоверификации
В статье рассматриваются особенности структурирования образов «Я» учителей, связанных с процессами самопрезентации и самоверификации и их влияние во взаимодействии «учитель-ученик». А также анализируется роль данного феномена при организации педагогического процесса в целом, акцентируя внимание на том, что любое решение, связанное с вопросами трансформации сферы образования, неминуемо будет преломляться через «Я» учителей, создавая ряд искажений и субъективных трактований. В исследование с помощью ряда методик выделены основные характеристики образов «Я» учителей и факторы, обуславливающие их структуру и содержание, а также тенденции и закономерности их выстраивания. В качестве таких факторов выделяются: стаж, возраст, город, где работает учитель, критерии выстраивания образов «Я». Рассматривается взаимосвязь между степенью удовлетворенности учителем собой и своей работой и особенностями структурирования его образов «Я». Также учитывается роль модели идеального учителя при формировании этих образов «Я». Демонстрируется необходимость учета данного феномена при анализе как личности учителя, так и особенностей его взаимодействия с учениками в целом.

И.А. Челядинская
Детско-родительские отношения в студенческом возрасте: процедура создания инструмента исследования
В статье речь идет о процедуре разработки опросника для выявления особенностей отношений студентов с их родителями (ОСР). Пункты опросника сформулированы на основе анализа научных работ, сделанных в русле теории привязанности и теории зависимости, а также с использованием англоязычной методики MAD для изучения отношений взрослых дочерей с их матерями. Описаны основные этапы создания ОСР и использованные в процессе его валидизации процедуры: факторный анализ, метод главных компонент, определение корреляций шкал ОСР со шкалами других опросников. Валидизация проведена на выборке студентов БГУ и БГПУ в возрасте от 17 до 21 года. Инструмент может быть использован в работе практических психологов в сфере высшего образования.

В помощь изучающим психологию

М.В. Кричалло
Dasein-анализ как направление в психологии
В статье рассмотрено такое направление в современном психологическом знании, как Dasein-анализ. Указано современное состояние его развития в Беларуси и европейских странах. Систематизированы разрозненные сведения об этом направлении, упрощена и проанализирована методология Dasein-анализа, представленная учением М. Хайдеггера и его последователей Л. Бинсвангера и М. Босса. Поочередно рассмотрены основные психологические теории Dasein-анализа, представленные в трудах Л. Бинсвангера и М. Босса и его последователей, выделены их ключевые понятия и подходы к использованию Dasein-анализа как исследовательского и психотерапевтического метода. В ходе осуществления указанных задач был проведен подробный анализ источников на оригинальном языке, а также доступных материалов и статей в русском переводе и изложении. Также был охарактеризован современный этап развития Dasein-анализа в странах Западной Европы.

Критика и библиография

В.М. Козубовский
Смит Н.У. Психология. Современные системы

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by