Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2007, № 2

Психологический журнал, 2007, № 2 (14)В номере «Психологического журнала», 2007, № 2 (14):

Актуальные проблемы психологии

В.А. Янчук
Постмодернистский социокультурно-индетерминистский диалогизм в психологическом объяснении
Рассматривается проблема научного объяснения в психологии. Анализируются различные подходы и модели научного объяснения. Показывается специфика объяснительного плюрализма к описанию и пониманию психологической феноменологии. Обосновывается продуктивность социокультурно-интердетерминистского диалогизма как ресурса углубления объяснения и понимания феномена человека как биопсихосоциальной сущности. Определяются перспективы развития научного объяснения в психологическом познании.

В.М. Козубовский
Межпарадигмальный диалог: от состояния «шизофрении» и «схизиса» к целостности
В статье на методологическом уровне обсуждается проблема «кризиса психологии». Автор выражает свое «диссидентское» несогласие с тем, что современное психологическое знание находится в состоянии кризиса. Отмечаемые в психологической литературе традиционные «кризисонесущие» признаки еще не дают основания для столь жесткого и категоричного приговора. Показано, что неспособность психологии объяснить сущность некоторых «параномальных» феноменов, создать свою стройную общую теорию, четко определиться со своим предметом и устранить свой большой крен в сторону практики отражает не состояние кризиса, а трудности познания сложных объектов, о происхождении которых мы продолжаем строить лишь гипотезы. Аналогичные недуги присущи медицине, математике, искусству и др.
Преодоление объективных трудностей, постоянно возникающих, как головы Змея Горыныча, перед столь «живой» наукой, как психология, лежит на пути приобщения современников к идее полионтичного мышления, допускающего существование различных взаимосвязанных, но независимых реальностей. Иллюстрация позиции автора осуществляется на примере виртуальной психологии.
    
Методология и методы психологии

А.С. Солодухо
Современный англоязычной дискурсный анализ в исследовании социально-психологической феноменологии
Дается обзор основных тенденций и направлений исследовательской активности представителей англоязычного дискурсного анализа в изучении социально-психологической феноменологии. Рассматриваются теоретико-методологические основы дискурсивной психологии. Представлены характерные исследования в рамках современного дискурсного анализа. Демонстрируются особенности организации и реализации исследования в рамках дискурсивной психологии. Определены основные тенденции развития исследований в рамках современной дискурсивной психологии: 1) смещение исследовательской активности в направлении актуальной социальной проблематики; 2) доминирование этнометодологического и критического подходов к изучению социально-психологической феноменологии; 3) расширение границ понятия «текст», как ключевой точки приложения исследовательской активности аналитика; 4) кросскультурная и субкультурная направленность исследований; 5) выработка четких критериев и правил реконструкции социокультурного контекста в рамках дискурс-аналитического исследования.

Общая психология

Е.В. Столярская
Взаимосвязь различий между модусами самовосприятия и уровнем самоактуализации личности
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи особенностей самовосприятия и самоактуализации личности. Выдвигается и проверяется гипотеза о нелинейном характере связи между расстояниями между модусами самовосприятия и показателями самоактуализации. Рассмотрены модели нелинейной зависимости, позволяющие наиболее точное описание вышеназванной взаимосвязи. Показаны некоторые варианты использования обнаруженных в исследовании закономерностей в контексте различных форм психологической практики, нацеленной на личностный рост и развитие.

Социальная психология

Е.Б. Усова, С.А. Беляев
Социально-психологические детерминанты бродяжничества в Республике Беларусь
В статье рассматривается проблема бродяжничества, как одна из форм девиантного поведения личности. Полученные результаты исследования позволили авторам констатировать некоторые социально – психологические детерминанты бродяжничества и выявить его типологию. Показано, что акцентуации характера, неблагоприятно сложившаяся социальная ситуация (проблемы с законом, конфликты в семье, на работе и т.д.) в совокупности с невозможностью реализовать себя в предпочитаемом виде профессиональной деятельности, создали предпосылки для образования внутреннего (личностного) конфликта, ставшего фундаментальной основой принятия личностью такой формы поведения, как бродяжничество. Неумение этих людей вывести себя из кризисной ситуации, слабо выраженное чувство долга, развивающееся недоверие к окружающим, обедненность и неустойчивость духовных потребностей формируют внутреннюю мотивацию бродяжничества. Приведен ряд рекомендаций по предупреждению развития вышеозначенного вида поведения. Впервые, исследование проводилось не в специализированных местах содержания и пребывания бродяг (спец. приемники, тюрьмы, спец. мед. учреждения), а в полевых условиях (мусорные свалки, чердаки, подвалы, кладбища, вокзалы и т.п.).

Педагогическая психология

Е.И. Медведская
Семантическое пространство личности учеников с разными уровнями успеваемости у педагогов средней школы
В статье содержатся результаты исследования феномена субъективизма педагогической оценки, осуществленного в рамках конструктивисткой парадигмы психологии. С помощью метода семантического дифференциала проведено моделирование семантических пространств личности учеников с различной успешностью в обучении. Доказана устойчивость выявленной в педагогическом сознании факторной структуры личности школьника. На основе сравнительного анализа выделены инвариантные и специфические категории, опосредствующие понимание учителями средней школы учеников с различными уровнями школьной успеваемости. Определен характер существующих в педагогическом сознании средств познания личности ученика как ненаучных по происхождению, стереотипных по форме и антигуманистических по ценностно-мотивационной направленности. Полученные данные могут быть использованы преподавателями вузов в подготовке будущих учителей и школьными психологами в просветительско-коррекционной работе с педагогами.

Психология здоровья

И.И. Заяц
Некоторые аспекты психологического здоровья студентов
Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Понятие «психологическое здоровье» отмечается в концепциях многих ученых. Однако, несмотря на многие теоретические и практические разработки категорииздоровья, ее статус на сегодняшний день весьма неоднозначен. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психологического здоровья. В статье излагаются различные подходы к пониманию категории «психологическое здоровье», раскрывается взаимосвязь психологического здоровья с психическим и физическим здоровьем; раскрывается взаимосвязь психологического здоровья студентов и успеваемости в вузе. Анализируются факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов (установки, ожидания, удовлетворенность результатами своей деятельности и др.).

И.В. Аксючиц
Мотивы употребления наркотиков в студенческой среде
В статье излагаются и анализируются мотивы употребления наркотиков, выявленные психологическим исследованием в студенческой среде. Акцентируется внимание, что у студентов, не имеющих наркотической зависимости, мотивы наркотизации в мотивационной сфере, согласно А.Н. Леонтьеву, «выступают, как только знаемые, как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий, которые для понимания процесса формирования личности нужно непременно учитывать». Теоретически обосновываются тенденции, основные причины образования в мотивационной сфере студентов мотивов употребления наркотиков. Представлен анализ половозрастных различий в проявлении мотивов употребления наркотиков у девушек и юношей на всех курсах от первого до пятого. Аргументируется необходимость превентивного наркопрофилактического воздействия на «процесс формирования личности» студентов во время их обучения в вузе. Предлагается своевременное выявление у студентов «знаемых» мотивов наркотизации с целью профилактики наркотической зависимости.

Психология семьи и брака

Г.В. Лагонда
К проблеме создания психологической теории брака
Актуальной проблемой психологии семейных отношений на современном этапе ее развития является отсутствие соответствующей реальности теории брака. В статье рассматривается возможность создания такой теории на основании синтеза системного и функционального подходов к исследованию супружества. При этом ключевое значение для психологического описания и объяснения коллизий, возникающих между мужем и женой, приобретают такие категории, как «брачные потребности» и «супружеские экспектации». Исходя из выбранных теоретических оснований, автор формулирует определение понятия «брак», описывает системообразующие признаки традиционного для современной европейской культуры супружества, а также предлагает классификацию альтернативных форм брачных отношений. Кроме того, на примере анализа психологического содержания феномена супружеской измены демонстрируются эвристические возможности предлагаемого подхода, его адекватность реалиям взаимоотношений супругов.

В.А. Маглыш
Факторы и закономерности формирования родительских установок кандидатов в усыновители
В статье рассматривается проблема формирования родительских установок кандидатов в усыновители. Излагаются основные этапы и результаты проведенного исследования; описывается и инструментарий и методики исследования. Анализируются особенности родительских установок кандидатов в усыновители в сравнении с родителями, воспитывающими кровных детей. Показывается, что в формировании родительских установок кандидатов в усыновители важную роль играют воспитательныеустановки их родителей, статус родителей и валентность отношения кандидатов в усыновители к родителям. Описывается влияние воспитательных установок родителей на формирование родительских установок кандидатов в усыновители. Психологически интерпретируются взаимосвязи между родительскими установками кандидатов в усыновители и статусами их родителей, а также валентностью их отношения к родителям. Излагаются закономерности формирования родительских установок кандидатов в усыновители.

Е.Б. Усова
Феномен изменённого состояния сознания в арт-терапевтических технологиях
В статье рассматриваются особенности изменённого состояния сознания, которые проявляются как в субъективных ощущениях, так и соматических изменениях. Способность входить в особые состояния сознания является естественной природной формой человеческого существования, и издавна имело огромное значение в жизни человека как средство исцеления, познания себя и окружающего мира (ритуалы, религиозные обряды, народные традиции). Одним из механизмов трансового состояния, возникающего в творческой деятельности, является изменения в волновой активности мозга, которое проявляется в выраженности альфа–ритма, что обнаруживает одновременную активизацию полушарий. В этом состоянии сознательное и бессознательное активно взаимодействуют. В процессе трансового состояния могут решаться психологические проблемы личности и создаются условия для устранения асинхронности соматических процессов. Данное состояние способствует гармонизации личности и в целом адаптации к текущим условиям.

Скачать содержание и аннотации «Психологического журнала», 2007, № 2 в формате pdf

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by