Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2007, № 3

«Психологический журнал», 2007, № 3 (15) предлагает вашему вниманию

Методология и методы психологии

Г.М. Кучинский
М.М. Бахтин и феноменологический метод исследования личности
В статье показано, что в течение всей жизни Бахтин разрабатывал методологические проблемы гуманитарных наук, в том числе и психологии. Он постоянно обращал внимание на несводимость гуманитарных наук к естественным, многократно подчеркивал, что используемый им метод исследования является феноменологическим (и когда он рассматривал мир поступка, и когда выявлял специфические особенности личности как познаваемого объекта). Сопоставляя личность как говорящее бытие и немую безгласную вещь, Бахтин сделал вывод о том, что познание личности не может осуществляться таким же методом, как и исследование вещи. Согласно Бахтину, адекватным методом познания личности является диалог как специфически человеческая форма общения человека с другими индивидами, обладающая некоторым комплексом отличительных черт. Исследования Бахтина, выполненные в феноменологическом стиле, позволили ему прояснить целый ряд новых и принципиально важных психических феноменов: событие, чужая и собственная речь, голос, многоголосье, диалог, текст.
Ключевые слова: методология гуманитарных наук, феноменологический метод, личность, диалог, текст.

Л.В. Марищук, Е.В. Пыжьянова
Дивергентное мышление как микросистема и компонент системы общих способностей
Проблема изучения дивергентного мышления рассматривается авторами с позиции основных положений системного подхода и таких его аспектов как: системно-исторический (возникновение термина и его уточнение по мере развития психологической науки), системно-функциональный (выделение компонентов дивергентного, позволяющее обнаружить причинно-следственные связи), системно-компонентный (изучение совокупностей компонентов дивергентного мышления и каждого из них как отдельную микросистему), системно-структурный (выделение системы связей субординации и координации между беглостью, гибкостью, оригинальностью, разработанностью и свойствами личности) и системно-интегративный (выявление системообразующего фактора, организующего как саму систему, так и каждую из компонентов системы). Дивергентное мышление определяется как микросистемы в системе общих способностей личности. Приведены дефиниции системы, системообразующего фактора, механизмов прямой и обратной связи. Авторы приводят результаты собственных исследований с целью выявления взаимосвязей свойств личности и таких компонентов дивергентного мышления как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Обосновывается возможность развития мышления через развитие личностных свойств как взаимосвязанных компонентов системы общих способностей.
Ключевые слова: системный подход, система, системообразующий фактор, механизм обратной связи, дивергентное мышление, конвергентное мышление, общие способности, творчество, беглость, гибкость, оригинальность мышления, свойства личности.

Н.Н. Лепешинский
Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф
В статье представлены результаты адаптации опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф для его применения в Республике Беларусь. Данный опросник разработан в рамках эвдемонистического подхода к пониманию психологического благополучия и позволяет измерять как уровень психологического благополучия, так и определять характер соотношения его компонентов. Адаптация опросника проводилась в соответствии со стандартным алгоритмом адаптации зарубежных опросных методов. В процессе адаптации опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф выполнен перевод его текста на русский язык, осуществлена проверка эквивалентности русскоязычного варианта оригиналу путем опроса респондентов, одинаково владеющих двумя языками – языком оригинала (английским) и языком перевода (русским). Далее были проведены стандартные психометрические процедуры: проверка внутренней согласованности, ретестовой надежности, критериальной и конструктной валидности.
Ключевые слова: психологическое благополучие, стандартный алгоритмом адаптации зарубежных опросных методов, надежность, валидность, стандартизация.

Психология труда

А.Н. Пастушеня
Индивидуальная профессиональная концепция специалиста: структурно-функциональная и содержательная характеристика
Исходя из необходимости развития научных взглядов о когнитивной сфере личности субъекта профессиональной деятельности, раскрывается феномен индивидуальной профессиональной концепции. Обосновывается ее психологическая структура, виды представлений, которые ее образуют, их взаимообусловленность и функции в детерминации индивидуальных особенностей осуществления профессиональной деятельности. При этом профессиональная деятельность рассматривается как важная сфера образа жизни специалиста, включенная в многообразие социальных условий и процессов, а сам специалист – как субъект, определяющий свою позицию относительно включения в деятельность, ее целей, содержания, путей и способов достижения целей, ориентирующийся в организационных и других условиях деятельности, взаимодействующий с коллегами, а также как субъект изменения своего профессионального потенциала. Обсуждаются параметры содержательной характеристики структурных элементов индивидуальной профессиональной концепции, а также возможности их выявления при проведении прикладного психологического исследования.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; цели, содержание и условия профессиональной деятельности; субъект профессиональной деятельности; индивидуальная профессиональная концепция специалиста; представления личности; структура и функции профессионально значимых представлений; сформированность и содержание представлений; профессиональный Я-образ.

Э.Р. Бариев, А.В. Предкель, С.С. Сагайдак
Комплексная психодиагностика профессионально важных качеств слушателей командного факультета Командно-инженерного университета Министерства по чрезвычайным ситуациям
Проведена комплексная психодиагностика и независимая экспертная оценка профессионально важных качеств (ПВК) слушателей командного факультета КИИ МЧС. Выявлено, что разделенная во времени работа эксперта над оценкой позитивных и негативных качеств испытуемых обеспечивает наибольшую полноту оценки личности во всей ее многокомпонентной сложности. Социальные положительные ПВК проявляются незатрудненным образом и могут оцениваться «сырыми» тестовыми баллами как итоговый результат трех-пяти методик (в зависимости от качества). Природные положительные ПВК и отрицательные качества (и природные, и социальные) проявляются опосредованно, в совокупности имеющегося позитива и негатива, поэтому в большей мере выявляются при нормировке, когда разность «сырых» тестовых баллов качеств-антиподов присваивается преобладающему. Разработанная комплексная психодиагностика с многокомпонентным алгоритмом оценки ПВК может быть рекомендована для оценки психологических особенностей абитуриентов командного факультета КИИ МЧС.
Ключевые слова: профессионально важные качества, комплексная психодиагностика, экспертная оценка, природные качества, социальные качества, корреляция, «сырые» и нормированные баллы.

О.Н. Семеняка
Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала
Статья посвящена исследованию структуры личности профессионала на разных этапах обучения. В статье дан краткий обзор существующих в отечественной психологии направлений, изучающих проблему профессионального развития личности. Содержание профессионального развития будущего профессионала рассматривается в данной статье с точки зрения сформированности основных его характеристик: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств, профессионально значимых психофизиологических свойств личности. Эмпирическим путем установлены достоверные различия между основными характеристиками личности профессионала на разных этапах профессионального обучения, описаны особенности структуры личности профессионала на разных этапах обучения. Более подробно рассмотрен характер изменения уровня профессиональной направленности студентов на разных курсах, проведен анализ взаимосвязи профессиональной направленности с другими сущностными характеристиками личности профессионала. Подчеркивается вопрос актуальности формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: структура личности профессионала, развитие личности профессионала, профессиональная направленность.

Социальная психология

И.Т. Кавецкий, С.А. Беляев
О симилятивной проекции как механизме психологической защиты
В статье представлена попытка эмпирического доказательства срабатывания симилятивной проекции в качестве защитного механизма. В основу исследования заложены утверждения ученых-психологов об отсутствии эмпирических доказательств существования данного типа проекции. Анализ литературы позволил подтвердить предположение, что в качестве защиты симилятивная проекция может использоваться только в отношении специфических характеристик, только при определенных условиях и только по отношению к особым людям. В качестве «специфических характеристик», «определенных условий» и «особых людей» рассматриваются: «собственно бродяжничество» как антисоциальное поведение личности и неготовность бродяжничающих лиц к сотрудничеству с социальными органами и субъектами, которые могут и пытаются помочь бродягам в процессе ресоциализации.
Ключевые слова: психоанализ, бродяжничество, тревога, механизмы защиты, симилятивная проекция.

Психология личности

О.А. Ткачук
Структура и динамика профессиональной самоактуализации личности студентов-психологов
В последнее время к качеству высшего образования предъявляются новые требования, среди которых требования не только к профессиональному, но и к личностному становлению и развитию студента как субъекта обучения. Именно в студенческие годы происходит интенсивное личностное развитие будущего специалиста, на которое немалый отпечаток накладывает профиль его обучения. В связи с этим в современной психологии был введен термин «профессиональная самоактуализация», раскрывающий связь между процессами самоактуализации как показателя личностной зрелости и профессионального самоопределения. Профессия психолога предъявляет повышенные требования к личностным качествам профессионала, и в первую очередь, к ним относятся такие характеристики самоактуализирующейся личности как сензитивность, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие. В статье рассматриваются различные подходы к проблеме самоактуализации личности с учетом ее возрастных и профессиональных особенностей. Выявляются особенности структуры и уровень самоактуализации личности студентов-психологов в процессе их обучения и профессионального становления. Динамика профессиональной самоактуализации будущих специалистов исследуется методом продольных срезов на начальном и конечном этапах обучения в вузе.
Ключевые слова: Самоактуализация, профессиональная самоактуализация, самоактуализирующаяся личность, профессионально-личностные качества психолога.

Медицинская психология

Е.Б. Усова
Коммуникация сознания и бессознательного посредством символов в арт-терапии
Проблема психического и соматического здоровья продолжает волновать как теоретиков, так и практиков. Автор предлагает решать эту проблему посредством методов арт-терапии, одной из эффективных форм психокоррекции и психопрофилактики, использующих внутренние ресурсы самоисцеления человеческой психики. В статье рассматривается понятие символа, его отличие от знака, что исключает неоднозначность его интерпретации. Показано, что архетипические символы, отражающие содержание коллективного бессознательного, имеют транскультуральный и относительно устойчивый характер. Обосновывается продуктивность архетипического символа мандалы, который используется во многих культурах в целях восстановления утраченного психического равновесия. Акцентируется внимание на том, что, являясь естественным продуктом бессознательного, символы как форма трансцендентной функции способствуют вступлению в диалог сознания и бессознательного. Осознание символов способствует восстановлению психического баланса и личностному росту. Способность к символообразованию является предпосылкой здорового психического развития.
Ключевые слова: арт-терапия, коммуникация, символ, бессознательное, архетип, сознание, самость, мандала, регуляция, интерпретация, целостность.

Педагогическая психология

И.В. Аксючиц
Прогностические возможности опросника «Мотивы употребления наркотиков»
В статье рассматриваются прогностические возможности опросника «Мотивы употребления наркотиков» для выявления у юношей и девушек уровня склонности к наркотизации. Обосновывается научный интерес к молодым людям «группы риска» или склонным к употреблению наркотиков. Полагается, что своевременное определение у индивида мотивов употребления нарковеществ позволит на ранней стадии устанавливать риск его наркотизации. Представляются результаты сравнительного корреляционного исследования склонности к употреблению наркотиков у студентов, проведенного параллельно с помощью двух методик, МУН и ПДО. Отмечается, что надежность и прогностические возможности методики МУН подтверждены с помощью методики ПДО. Предлагается использование опросника «Мотивы употребления наркотиков» в виде психодиагностического инструментария для выявления латентных мотивов наркотизации у молодых людей «группы риска» в целях превентивной наркопрофилактики.
Ключевые слова: мотивы употребления наркотиков, наркотизация, наркозависимость.

Экзистенциальная психология

А.В. Тишкевич
Психологические защиты в преодолении боязни смерти у военнослужащих
В статье рассматривается специфическая роль психологической защиты в условиях преодоления угрозы для жизни, в определении возможностей военнослужащих адекватно действовать в угрожающей ситуации. Особенности активизации психологических защит связаны с особенностями осознанных и неосознанных переживаний боязни. Осознанная угроза для жизни приводит в действие механизмы, направленные на преодоление страха, используя когнитивные рациональные либо иррациональные защиты, рассматриваемые в когнитивистских и экзистенциальных теориях. Неосознаваемая тревога смерти купируется с помощью бессознательных механизмов психологической защиты, рассматриваемых в рамках психоаналитических теорий. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие факт, что успешность деятельности военнослужащих в этих условиях зависит от регуляторной направленности действия защит: от внутренней аффективной регуляции к внешней поведенческой, при которой активность может быть реализована в целенаправленных действиях.
Ключевые слова: страх смерти, психологические защиты.

В помощь изучающим психологию

Е.В. Мельник
Деятельность спортивного психолога по обеспечению психологического здоровья спортсменов
Статья посвящена анализу проблемы психологического здоровья спортсменов. Показаны возможные пути его формирования, базирующиеся на общепсихологических принципах: единства сознания личности и деятельности, развития и детерминизма, а также на основе развития самосознания личности спортсмена от низшего самочувствия, до высшего самоотношения. В спорте, кроме случайных травм опорно-двигательного аппарата, изменение психологического здоровья являются очень серьезной причиной срывов спортсменов на соревнованиях. Немаловажное значение должно отводиться ранней диагностике, изучению причин возникновения и методов психопрофилактики неврозов спортсменов. Психологическое здоровье также рассматривается как важный фактор профессиональной деятельности тренера и психолога. Раскрыты особенности деятельности спортивного психолога по формированию психологического здоровья спортсменов. На сегодняшний день в спорте особую актуальность приобретает проблема профилактики нервно-психических перенапряжений у спортсменов, их своевременное выявление и оказание квалифицированной коррекционной помощи. Эти задачи являются основными в работе не только психолога, но и тренера, врача, родителей.
Ключевые слова: деятельность, психологическое здоровье, профессиональное здоровье, психолог спорта, психологическое сопровождение, самосознание, система, спорт, спортсмены, тренер.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by