Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2007, № 4

«Психологический журнал», 2007, № 4 (16) содержит:

Методология и методы психологии

А.А. Жданович
Реадаптация опросника «Карьерные ориентации» и его стандартизация на студенческой выборке
В статье представлены результаты реадаптации опросника «Career Orientation Inventory» Э.Г. Шейна, предназначенного для определения карьерной ориентации личности – элемента Я-концепции личности, являющегося представлением субъекта о приоритетном направлении своего продвижения в профессиональной деятельности и основанного на потребностях, мотивах, ценностях и способностях. Представлены результаты аналитического исследования научных публикаций, содержащих корреляционный анализ данных, полученных по опроснику «Career Orientation Inventory» и другим методикам, позволивший описать спектр связей карьерных ориентаций с личностными, индивидуально-типологическими характеристиками, параметрами родительского влияния на их формирование. Описана проверка внутренней (факторной) и внешней (конвергентной, дискриминантной, критериальной) валидности опросника, оценка надежности по однородности и устойчивости, анализ пунктов, расчет тестовых норм. Опросник «Карьерные ориентации» предлагается использовать в качестве скринингового инструмента в профконсультационной практике для определения приоритетного направления профессионального продвижения, прогнозирования качественных характеристик профессиональной Я-концепции в процессе профессионализации.
Ключевые слова: карьерная ориентация, валидность, надежность, статистический эффект.

И.Е. Статкевич
Жизненные миры наркозависимых
Статья посвящена описанию результатов применения нарративного интервью в структуре исследовательской схемы изучения субъективного опыта переживания кризисных событий жизненного пути наркозависимыми. Анализ устных и письменных рассказов позволяет изучить значение пережитых событий. В статье уделяется внимание наиболее сложной и актуальной проблеме нарратива – анализу текстов, иными словами, в статье описывается путь как от текста перейти к самой жизни наркозависимых. Своеобразным результатом опыта применения нарративного интервью стала схема анализа текстов. Метод нарративного интервью позволил выявить основные характеристики мира наркозависимых: «разорванность», наличие реперных точек (употребление – лечение – употребление), отсутствие будущего, шаблонность проживаемых дней – признаки кризисности жизни наркозависимых. Эта особенность жизни наркозависимых как целого выдвигает новые теоретические и методологические требования к исследованиям наркозависимых и организации практической помощи.
Ключевые слова: биографический метод, нарративное интервью, наркозависимые, повествование, субъективный опыт, интерпретации, схема анализа текстов, характеристики жизненного мира, биографический конструкт.

Общая психология

И.В. Черепанова
Диспозиционная и ситуационная детерминация принятия решения
В статье рассматривается проблема выбора, в частности, ситуационная и диспозиционная детерминация принятия решения в условиях неопределенности. Обсуждается феномен «риска» и «рискованного поведения». Автором приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования. На основании теоретического анализа современной научной литературы в качестве методологической базы исследования были определены концепции Ю. Козелецкого, Т.В. Корниловой, Н. Эндлера, Д. Магнуссона. С целью изучения процессов принятия решения автором был разработан и проведен естественный эксперимент, предполагающий значимый выбор из двух альтернатив в реальной и умозрительной ситуации неопределенности, а также изучались определенные личностные характеристики испытуемых с помощью ряда методик, адекватных объекту и предмету исследования. Полученные данные позволяют констатировать наличие взаимосвязи между личностной характеристикой «готовность к риску», мотивацией достижения успеха и выбором человека в реальной и умозрительной ситуациях, что дает основания распространить результаты исследования на более широкую выборку, таких как спасатели, представители силовых структур и других, а также прогнозировать поведение личности в различных ситуациях.
Ключевые слова: принятие решения, значимая ситуация, выбор, ситуация неопределенности, риск, рискованное поведение, вероятность, личностная готовность к риску, диспозиция, реальное поведение, поведение в умозрительной ситуации.

Социальная психология

Т.Л. Рыжковская
Индивидуально-личностные детерминанты процесса профессионализации психологов
Адекватный выбор профессии в соответствии со склонностями и личностными особенностями человека, представляет задачу, решаемую в контексте проблемного поля концепции профессионализации и социализации личности. В статье рассматривается проблема профессионального становления студентов, обучающихся по специальности «Психология». Выявлена и показана взаимосвязь между качеством профессиональной подготовки, успешностью трудовой деятельности и индивидуально-личностными характеристиками выпускников-психологов. Эмпирическое исследование показано, что выпускники, работающие по специальности, обладают высоким уровнем коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству и совместной работе. Самостоятельность и независимость, склонность проявлять настойчивость и упорство, эмоциональная выдержанность, проницательность и осторожность, высокий уровень эмпатии, направленность на дело, способствуют скорейшей адаптации выпускника-психолога и его успешному профессиональному становлению. Приведены данные сравнительного анализа выпускников МИУ, работающих по специальности «Психология», и респондентов, не выбравших указанную выше специальность своей профессией. Дан ряд рекомендаций направленных на усовершенствование профессионального становления студентов специальности «Психология».
Ключевые слова: профессиональное становление, профессионально-важные качества, эмпатия, направленность, адаптация, самосовершенствование.

Педагогическая психология

А.А. Терехов
Динамика самоактуализации и ценностных ориентаций педагогического вуза
В статье представлены результаты психологического исследования самоактуализации и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Проведен теоретический анализ данных понятий, отражена их динамика в зависимости от профиля и курса обучения. Высказывается предположение о том, что способность студента к целостному восприятию мира и людей, нахождению закономерных связей во всех явлениях жизни, легкость и быстрота вступления в глубокие контакты, восприятие природы человека изменяются в процессе самоактуализации личности. Также, в зависимости от продолжительности обучения, получаемой специальности и гендерных различий, претерпевают изменения ценностные ориентации красоты природы и искусства, свободы, счастливой семейной жизни, уверенности в себе, чуткости и счастья других. Излагаются теоретические обоснования полученных результатов эмпирического исследования.
Ключевые слова: самоактуализация, ценностные ориентации, ориентиры для раскрытия потенциала, специальность, период обучения, дисперсионный анализ.

Психология семьи и брака

Г.В. Лагонда
Экспектационный подход к психологическому анализу брачных отношений
В статье автор развивает идею об использовании понятия «брачные экспектации» в качестве основы для психологического анализа супружества. В работе дается определение брачным экспектациям, выявляется их место в структуре матримониальных отношений. Текст включает представления автора о происхождении и развитии супружеских ожиданий, а также описание их основных психологических свойства. К последним относятся иерархичность, системность, уникальность, частичная неосознанность, противоречивость, поливекторность проявлений, активность и ненасыщаемость. Кроме того, в статье рассматриваются возможности экспектационного подхода в осмыслении таких проблем брачных отношений, как выбор партнера по браку, супружеская адаптация, совместимость партнеров и их удовлетворенность браком, супружеские конфликты и супружеская измена, проблема развода. В заключительной части работы намечаются направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: брачные отношения, брачные потребности, брачные экспектации, экспектационный подход.

Т.Ф. Велента
Ролевая структура отношений в супружеских парах с различным уровнем эмоциональной близости брачных партнеров с родителями
В статье рассматривается ролевая структура молодой семьи. Выявляется иерархия семейных ценностей молодых супругов, специфика полоролевой дифференциации в молодой семье, а также влияние сплоченности с родителями на значимость для супругов различных сфер семейных отношений и распределение ролей в молодой супружеской паре. Анализируется соотношение ролевых притязаний и ролевых ожиданий супругов. Делается вывод об обусловленности ролевой структуры молодой семьи уровнем эмоциональной близости брачных партнеров с родителями. Также отмечается половая дифференциация семейных ценностей в молодой семье, снижение действия полоролевых стереотипов и специфика тенденции к эгалитаризму у молодых супругов, выражающаяся в конвергенции требований, предъявляемых к обоим полам, и дивергенции личных позиций супругов и ожиданий от брачного партнера.
Ключевые слова: ролевая структура семьи, семейные ценности, полоролевая дифференциация, ролевые ожидания, ролевые притязания, сплоченность.

Психология развития

С.С. Худоян
К проблеме кризиса развития в позднем возрасте
В статье представлены основные концепции кризиса позднего возраста, а также подход автора к этой проблеме – основывающийся на предложенной им возрастной периодизации. В ней каждый возрастной этап рассматривается как процесс разрешения некоторой исходной проблемы развития. Автор выделяет разные виды возрастных кризисов. Это кризисы, связанные с нормативными трудностями, присущими только данному конкретному возрасту и кризисы, обусловленные общими стрессогенными закономерностями развития, которые проявляются на каждом возрастном этапе. Различаются две таких закономерностей: переходы из одного возрастного этапа в другой и возрастные перестройки самосознания. Кризис позднего возраста – в 55–65 лет – объясняется перестройкой самосознания, в результате которой человек начинает осознавать себя смертным.
Ключевые слова: поздний возраст, возрастной этап, самосознание.

Медицинская психология

Е.И. Козак
О медицинской и антропоцентрической моделях реабилитации детей-инвалидов
Автор обращает внимание на тот факт, что в мире и в Республике Беларусь растет численность детей-инвалидов. Сложившаяся ситуация налагает на общество высокую ответственность за их благополучие. Включение таких детей в существующую систему общественных отношений, содействие улучшению качества их жизни должно являться предметом и целью большой медицинской, социальной, педагогической, психологической работы в государстве. В статье дается сравнительная характеристика двух возможных моделей реабилитации детей-инвалидов: медицинской и антропоцентрической. На основе изучения опыта работы с детьми-инвалидами высказывается предположение о необходимости изменения на практике акцентов – с медицинской модели их реабилитации, которая дает установку на борьбу с болезнью, к антропоцентрической – основанной на установлении связи ребенка-инвалида с социальной средой.
Ключевые слова: дети-инвалиды, реабилитация, модели реабилитации, медицинская модель, антропоцентрическая модель, психологическая помощь, социальная среда.

Ю.Г. Фролова
Психоматический подход и его трансформация в рамках психологии здоровья
В статье рассматриваются основные положения психосоматической медицины. Согласно данному подходу, психосоматическое заболевание можно представить как результат: конверсии на орган; регрессии на более раннюю стадию развития; следствие слабой работы защитных механизмов. Анализируются методологические и практические ограничения психосоматической медицины, которые привели в середине ХХ века к ее кризису: невозможность решить проблему специфичности; отсутствие убедительных эмпирических данных, свидетельствующих как о валидности самой теории, так и об эффективности психотерапии для лечения соматических расстройств; недостаточный учет роли социальных факторов и образа жизни в развитии заболеваний; невнимание к насущным проблемам здравоохранения. Психология здоровья, которая пришла на смену психосоматической медицине, основывается на предположении о том, что все личностные факторы могут воздействовать на здоровье индивида только через его поведение. Вместе с тем, в этом новом направлении не учитываются некоторые важнейшие достижения психоанализа в клинической области.
Ключевые слова: психосоматическая медицина, психология здоровья, образ жизни.

Юридическая психология

Д.В. Сакович
Проблема психологических технологий в следственной деятельности
В статье обосновывается недостаточность разработанности проблемы психологических технологий воздействия на личность подозреваемого как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Психологическая технология воздействия на личность подозреваемого определяется как психологический способ организации служебного действия, представляющий собой операциональное образование, включающее в качестве взаимодействующих элементов психологические методы, приемы и техники. Указывается специфика и приводятся этапы реализации психотехнологий в контексте воздействия на личность подозреваемого. Для решения проблемы предлагаются разработанные психологические технологии воздействия на личность подозреваемого и критерий по оценке их эффективности. Обосновывается тренинг как наиболее эффективная форма обучения и освоения психотехнологий. На основании проведенных экспериментальных исследований с сотрудниками следственных подразделений делаются выводы об эффективности разработанных психотехнологий при реализации последних в процессе допроса в отношении ранее не судимых подозреваемых и ранее судимых, осужденных к отбыванию наказания, не связанного с лишением свободы.
Ключевые слова: психологические технологии, ложные, правдивые и частично правдивые показания, подозреваемый.

В помощь изучающим психологию

А.З. Джанашиа
Намерения подростков заниматься самовоспитанием и особенности их реализации
Излагаются результаты наиболее значимых исследований по проблеме намерений, анализируются работы по изучению некоторых причин неисполнения намерений (забывание, потеря значимости, важности). Под намерением понимается сознательное решение, которое выполняет функцию побуждения к планированию поведения и деятельности человека. Намерения возникают в случаях, когда конечная цель отдалена или достижение ее отсрочено во времени; особым моментом в возникновении намерения выступают промежуточные цели. Изучаются намерения подростков заниматься самовоспитанием. В статье показана актуальность самовоспитательной деятельности в подростковом возрасте; вместе с тем потребность подростка в самовоспитании часто остается без внимания взрослых, затем и самого молодого человека. Поставлена проблема изучения угасания намерений подростков заниматься самовоспитанием.
Ключевые слова: намерение, конечная и промежуточная цели, причины неисполнения намерений, значимость, забывание, самовоспитательная деятельность, подросток.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by