Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2008, № 1

 
Социальная психология
И.Т. Кавецкий, С.А. Беляев
Двойственность «Профессионального цинизма»
В статье рассматривается проблема проявления «профессионального цинизма» в трудовой деятельности. Анализ литературных источников и проведенное исследование, позволили раскрыть как негативные, так и позитивные стороны феномена. На основании полученных данных сделано предположение о том, что проявление «профессионального цинизма» можно рассматривать не только в контексте разрушающе действующих на личность влияний, которые сопровождаются возможной жестокостью, ханжеством, эпатирующим пациентов и близких интерпретационным ажиотажем, умствованием, «психологизаторством», «морализаторством», но и необходимой составляющей профессионального становления личности. Представлена дефиниция «профессионального цинизма»: «профессиональный цинизм – механизм психологической защиты, отслеживающий и блокирующий развитие ложных и неэффективных действий в работе, позволяющий устранять или сводить к минимуму влияние негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с профессиональной деятельностью». Проведенное исследование позволило выявить особенности проявления «профессионального цинизма» у респондентов с отсутствием признаков «синдрома эмоционального выгорания», а также у лиц, для которых цинизм не является характерологической особенностью.
Ключевые слова: «синдром эмоционального выгорания», «профессиональная деформация», «профессиональный цинизм», «механизмы психологической защиты».
 
А.Н. Акуленко
Диалогическая организация взаимопонимания в качественных исследовательских интервью
В статье рассматриваются особенности диалогической организации процесса взаимопонимания в качественных исследовательских интервью. Взаимопонимание осуществляется как процесс экспликации, развития и согласования смысловых позиций, которые конструируются за счет скоординированных действий участников в контексте текущего взаимодействия. На основе подходов этнометодологии, конверсационного анализа, теории диалога М. Бахтина предлагается диалогическая методология анализа смысловых позиций в исследовательских интервью, позволяющая проводить обоснованную интерпретацию высказываний информантов с учетом культурного, социального, личностного, интерактивного контекстов. Рассмотрены основные типы взаимного позиционирования участников интервью, каждый из которых опирается на собственные стратегии развития разговора, приводит к разным результатам в достижении взаимопонимания. Типы взаимного позиционирования определяют формы диалогической организации интервью: поиск информации, исследование жизненного мира информанта, диалог.
Ключевые слова: диалог, взаимопонимание, конверсационный анализ, Бахтин, исследовательское интервью, качественное исследование, контекстуализация, смысловая позиция, экспрессивность, самопрезентация.
 
М.А. Цебрук
Гендерный анализ ролевой и личностной идентичности в раннем юношеском возрасте
В статье представлены результаты исследования социальной и личностной идентичности юношей и девушек в возрасте 15–18 лет. Определены основные ролевые позиции юношества, спектр содержательных характеристик в структуре личностной идентичности. Отдельно описываются упоминание и порядок паспортного пола в списках самоописаний. На основании данных корреляционного анализа материала текстов методики «Кто Я?» был выделен ряд аспектов социальной и личностной идентичности, которые имеют различный психологический смысл для юношей и девушек. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи ролевой и личностной идентичности юношей и девушек с их гендерной направленностью. Маскулинность юношей и девушек предполагает выбор профессиональных и социальных ролей, феминность – семейных и профессиональных ролей. Анализ полученных результатов позволяет определить особенности формирования гендерной идентификации юношества в современных социокультурных условиях Республики Беларусь.
Ключевые слова: ролевая (социальная) идентичность, личностная идентичность, гендерная направленность, маскулинность, феминность.
 
Н.С. Пашук
Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов
В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию феномена «психическое выгорание». Феномен «психического выгорания» представлен как симптомо-комплекс, в структуре которого существуют закономерные взаимосвязи между его компонентами. Обозначены личностные детерминанты и закономерности структурной организации личностных качеств, детерминирующие психическое выгорание. Психическое выгорание рассматривается как динамический процесс, сопровождающийся во фрустрирующих ситуациях психологическими защитными механизмами.
В исследовании внешним критерием являлась степень сформированности феномена, где структура личностных качеств, характеризуется целостностью, которая обеспечивает ту или иную степень выгорания субъекта. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных особенностей как детерминант возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов. Такими личностными факторами являются: сдержанность в межличностных контактах, доминантность, импульсивность, смелость, высокая тревожность, агрессивность, направленность агрессии на других. Описана личностная структура преподавателя, раскрыта взаимосвязь отдельных характеристик с Индексом Психологического Выгорания (ИПВ).
Ключевые слова: феномен «психического выгорания», симптомо-комплекс, состояние, процесс, эмоциональное истощение, физическое истощение, психическое истощение, эмоциональное выгорание, деперсонализация, личностные детерминанты, синдром выгорания, модель выгорания, дисфорические симптомы, профессиональная деструкция.
 
Психология личности
И.В. Аксючиц
Проявление «знаемых» мотивов наркотизации у студентов
В статье излагаются результаты исследования «знаемых» мотивов наркотизации в студенческой среде с учетом половозрастных признаков. Теоретический анализ мотивации употребления наркотиков студентами в исследовании базируется на фундаментальных отечественных концепциях. Для сравнения показателей приведены данные факторного анализа мотивов аддиктивного поведения, полученные психологами Великобритании S. Haylett, G. Stephenson, R. Lefever, которые подтверждают важность установления иерархии мотивов наркотизации. Предлагаемая структура дифференцированно определяет мотивационные цели или причины аддиктивного поведения, позволяет диагностировать отсутствие либо зависимость индивида от нарковеществ на основе проявления динамического компонента каждого мотива. Исследованием в мотивационной сфере студентов выявлены «знаемые», не актуализированные мотивы наркотизации. Однако результаты факторного анализа показывают, что у студентов сформированы устойчивые «знания» о наркотиках, которые «предлагаются» молодежной субкультурой как способ получения удовольствия и адаптации в современном меняющемся мире.
Ключевые слова: структура или иерархия мотивов употребления наркотиков, «знаемые» мотивы наркотизации, половозрастные различия в проявлении мотивов у студентов.
 
О.Л. Шибко
Диагностика ургентной аддикции
В статье дана общая характеристика аддиктивного поведения и ургентной аддикции как формы аддиктивного поведения личности. Представлены результаты адаптации и валидизации русской версии опросника «Индекс ургентной аддикции» (ИУА), разработанного Н. Тасси. Опросник позволяет диагностировать общую степень выраженности ургентной аддикции и степень ее проявления в различных сферах жизнедеятельности личности. Автором произведена адаптация на репрезентативной выборке с учетом национальных и социокультурных особенностей. Для определения структуры опросника был применен факторный анализ (метод главных компонент), в результате которого выделено четыре фактора (шкалы): «Работоголизм», «Темп жизни», «Личное время» и «Межличностные отношения». Каждая шкала имеет высокий уровень гомогенности утверждений. Проверка надежности осуществлялась с помощью коэффициент Кронбаха. Данные, полученные при апробации методики, позволяют рассматривать русскоязычный вариант опросника «Индекс ургентной аддикции» как валидное и надежное средство диагностики.
Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, ургентная аддикция, адаптация опросника, надежность.
 
Психология индивидуальных различий
И.Н. Андреева
Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта
В статье обсуждаются гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ). Установлено, что данные о гендерных различиях эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Одни исследования свидетельствуют о незначительности данных различий, согласно результатам других исследований уровень эмоционального интеллекта в целом выше у лиц женского пола. На достоверном уровне установлено, что среди компонентов эмоционального интеллекта у женщин по сравнению с мужчинами преобладает понимание эмоций. Различия остальных компонентов ЭИ, таких, как различение (идентификация) и выражение эмоций, ассимиляция эмоций в мышлении, осознанная регуляция эмоций, носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путем воспитания.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект (ЭИ), коэффициент эмоциональности (EQ), различение (идентификация) и выражение эмоций, ассимиляция эмоций в мышлении, понимание (осмысление) эмоций, осознанная регуляция эмоций, гендер, гендерная роль.
 
Психология здоровья
Г.В. Гатальская, Н.М. Зайцева
Социально-психологический анализ опыта оздоровления белорусских детей за рубежом в постчернобыльский период
В статье представлен ретроспективный анализ влияния выезда на оздоровление за рубеж в детском возрасте на современных молодых людей, а также экспертная оценка этого опыта сопровождающими детских групп. Проанализированы факторы, способствующие оптимальной адаптации, как детей, так и взрослых в условиях другой культуры в период отдыха. Приводятся данные оценивания сопровождающими моделей оздоровления за рубежом, а также их влияния на состояние здоровья, поведение и личностное развитие детей. Молодые люди отмечают, что детский опыт оздоровления за рубежом способствовал улучшению их здоровья, расширению кругозора, принятию новых жизненно важных решений, развитию национального самосознания. В исследовании принимали участие юноши и девушки, выезжавшие за границу в детстве и подростковом возрасте один или несколько раз, а также сопровождающие детских групп.
Ключевые слова: Чернобыльская авария, самооценка опыта выезда за рубеж в детском возрасте, социокультурная среда, эмоциональное, личностное развитие, сложности общения.
 
В.А. Хриптович
Механизм формирования табачной аддикции у подростков
Статья посвящена теоретическому изучению процесса формирования аддиктивного поведения у подростков с позиций социально-когнитивной теории, а также выделению механизма формирования табачной аддикции у подростков. Поведение человека, в том числе и аддиктивное, следует понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Принцип взаимного детерминизма А. Бандуры позволяет рассмотреть формирование аддиктивного поведения как взаимовлияние личности, среды и поведения. Приобретение, сохранение и изменение аддиктивного поведения осуществляется при помощи подкрепления, предвиденных последствий и через наблюдение. Механизм формирования табачной аддикции регулируется тремя основными компонентами: программированием, употреблением и установкой. Среди детерминант понимания, влияющих на моделирование аддиктивного поведения, наиболее важными являются ассоциативные модели. Основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие – образное и вербальное кодирование. Завершающим этапом формирования аддиктивного поведения является моторно-репродуктивный процесс: перевод памяти в поведение.
Ключевые слова: социально-когнитивная теория, табачная аддикция, аддиктивная личность, программирование, употребление, установка.
 
Медицинская психология
М.Н. Мисюк, В.В. Максименко
Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой
медицинской помощи
В статье представлены исследования факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания. Выявлено, что такие личностные особенности фельдшеров, как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношение к делу, людям, социальным и групповым нормам, особенности темперамента, могут являться предрасполагающими факторами формирования у медработников синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности. Выявлены закономерности развития СЭВ в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи. На основе полученных результатов разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение СЭВ, а также предложены психокоррекционные методики по преодолению последствий профессионально-личностной деформации фельдшеров скорой медпомощи. Результаты исследования используются в практической работе психолога системы здравоохранения, в целях профилактики и психокоррекции психологических отклонений, вызываемых особенностями профессиональной деятельности медработников.
 Ключевые слова: личностные особенности, профессиональная деформация, стресс, механизм защиты, профилактические мероприятия.
 
Н.В. Якушкин
Влияние травматического стресса на эмоционально-волевую сферу участников боевых действий
В статье рассматривается влияние боевого травматического стресса на эмоционально-волевую сферу участников войны в Афганистане. Исследование показало, что имеются различия в состоянии эмоционально-волевой сферы у ветеранов имеющих разную психическую патологию. Структура этих нарушений имеет взаимосвязь с эффективным совладанием с психической травмы. На патологическое протекание посттравматических стрессовых реакций влияет структура личностной тревожности, эмоционально-мотивационная направленность личности, субъективная оценка качества жизни. Для эффективного преодоления отдаленных последствий травматического стресса необходимо изменить взгляд на внутренний и окружающий мир, в котором нет угрозы для реализации своих потребностей, позитивно оценить свою жизненную перспективу, изменить направленность личностной мотивации на нахождении внутренней гармонии и эффективное самоутверждение, позитивно оценить свое эмоциональное и физического состояние.
Ключевые слова: боевой травматический стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, эмоционально-волевая сфера, личностная тревожность, цветовой тест, качество жизни.
 
В помощь изучающим психологию
О.В. Тихонович
Исследование Я-образа: методологические и методические проблемы
Анализируются два методологических основания психологического исследования: Q-методология и R-методология. Установлено соотношение между ними и качественным – количественным анализом эмпирических данных. Обсуждается проблема корректного выбора метода при исследовании сложных систем, утверждается необходимость разумного сочетания методов. В качестве сложных систем анализируются системы Я, Я-концепция, Я-образ. Утверждается системное строение Я, подчеркивается необходимость использования разнообразных методов его исследования. Определены структурные компоненты понятий Я, Я-концепция, Я-образ. В качестве компонентов выделены: когнитивный, оценочно-эмоциональный и поведенческий. В каждый из них включены аспекты реального и идеального Я. Предложена схема исследования, предполагающая использование количественных и качественных методов.
Ключевые слова: методология, Q-методология, R-методология, методы исследования, качественный анализ, количественный анализ, Я, Я-концепция, Я-образ.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by