Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2008, № 3

Психологический журнал, 2008, №3

 

Методология и методы психологии

Н.Т. Ерчак

Мысль как одна из важнейших и наименее ясных психологических категорий

В статье предпринимается попытка найти ответ на вопрос «Что представляет собой мысль?». Высказывается гипотеза, что это временное образование, состоящее из знаков, образов и эмоций в их специфическом соотношении.

Ключевые слова: мысль, мышление, образ, эмоция, знак, слово, язык.   

 

Кавецкий, Беляев

Феномен бродяжничества в контекст эко-бихевиорального подхода

Поведение человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но и социальными институтами, правовыми нормами, моралью и политикой. Поведение человека многоуровнево и многоструктурно. Известно, что в основе конкретного поведения лежит та или иная органическая или культурная потребность человека, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие ее удовлетворение. Представленный в статье взгляд на вопрос адаптации бродяг в «сообщество себе подобных», с точки зрения теории эко-бихевиоральной (экологической) психологии, может являться инструментарием, который способен не только описать существование индивида в составе стигматизированной группы, но и объяснить некоторые причины нежелания бродяжничающих лиц ресоциализироваться в обществе.

Ключевые слова: эко-бихевиоральный подход, поведенческий сеттинг, синоформы, механизмы сеттинга.

 

Общая психология

С.В. Старовойтова

Исследование физиологических признаков восприятия значимых слов, предъявляемых дихотомически на различных уровнях слышимости

Современный этап развития психологической науки характеризуется повышенным вниманием ученых к поиску эффективных методов психологической диагностики личности. Применяемые, в настоящее время, полиграфные исследования имеют специфические задачи, которые направлены на выявление скрываемой информации, и по сути ориентированы на изучение следов памяти. Особый интерес представляет собой диагностика свойств личности при предъявлении стимульного материала на подпороговом уровне его восприятия. В этой связи имеется необходимость проведения специальных исследований позволяющих определить различия физиологических реакций, фиксируемых в частности полиграфом, на аудиально предъявляемые стимульные слова, вызывающие различные по своей модальности отношения испытуемого (положительные и отрицательные). Установление таких различий позволит обогатить психологические знания о физиологических коррелятах указанных психических реакций.

Ключевые слова: полиграф, подпороговый уровень восприятия, аудиальные стимулы.

 

А.Г. Тицкий

Динамика когнитивного стиля «полезависимоть/поленезависимость» у курсантов военного вуза

В статье представлены результаты психологического исследования когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость в специфических условиях обучения (деятельности). Приведены, теоретический анализ и психологическая характеристика данного когнитивного стиля, отражена его динамика у курсантов Военной академии Республики Беларусь в зависимости от года обучения. Эмпирическое исследование показало, что полезависимость/поленезависимость у курсантов Военной академии изменяется в ходе обучения. Кроме того, приводятся результаты стандартизации компьютерной модификации методики «Включенные фигуры Готтшальда» преднозначенной для диагностики когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость. Описывается процедура применения методики, приводятся интерпретация данных и расчет тестовых норм для отечественной выборки. Предлагается использовать данную методику для психологического сопровождения профессиональной и учебной деятельности, а также исследования особенностей проявления полезависимости/поленезависимости.

Ключевые слова: когнитивные стили, полезависимость/поленезависимость, методика, стандартизация, динамика.

 

Е.Б. Усова

Мандала как архетипический символ психической целостности

В статье рассматриваются особенности архетипического символа Самости – мандалы, представляющей собой циркулярный образ, символизирующий единство и целостность психики, внутреннего и внешнего мира. В мандале проявляются как сознательное, так и неосознаваемое содержание психики, она является инструментом самовыражения и самопознания. Мандала относится к разряду нуминозных символов – саморегулирующих и излечивающих. Дается характеристика ритуальных мандал (статичных, гармоничных), использующихся в качестве инструмента медитации и личных мандал (изменяющихся), отражающих психическое состояние автора. Акцентируется внимание на том, что существующая общая модель интерпретации личных мандал предполагает как индивидуальность интерпретации, так и определенный интуитивно-чувственный компонент. Обосновывается продуктивность архетипического символа мандалы в целях восстановления утраченного психического равновесия, изменения психосоматического состояния и диагностики в арт-терапии.

Ключевые слова: архетип, бессознательное, сознание, символ, ритуальная мандала, личная мандала, Самость, янтра, целостность, медитация, интерпретация, арт-терапия.

 

Социальная психология

Г.М. Кучинский

Диалог и сознание личности

В статье представлены основные результаты выполненных нами исследований речевого общения человека с другим человеком и с самим собой. Большое внимание уделено теоретическому и методологическому анализу единиц монологического и диалогического общения. Описано многообразие форм речевого общения, возникающих на основе ограниченного количества его элементарных форм (элементарных циклов взаимодействия). Дано обоснование подлинности внутреннего диалога, его принципиального сходства с диалогом внешним. Намечен новый подход к проблеме второго субъекта в структуре внутреннего диалога и, соответственно, к проблеме социальной природы мышления.

Рассмотрены наиболее существенные особенности диалогического текста. В частности, показано, что диалогический текст, в отличие от монологического, является специфической формой сохранения взаимодействующих смысловых позиций и материальной основой полицентрического сознания

Ключевые слова: личность, общение, диалог, внутренний диалог, диалогический текст, полицентрическое сознание.

 

М.В. Кравченко

Социально-психологические и социокультурные основы проведения иноязычной деловой беседы

В статье рассматриваются некоторые социально-психологические и социокультурные особенности взаимодействия специалистов сферы информационных технологий в межкультурном пространстве. Высказывается предположение, что устно-речевое взаимодействие будущих специалистов с зарубежными партнерами окажется более успешным, если процесс обучения будет  включать в себя функциональные элементы (ситуация, роли, мотивы, цели, предмет общения), моделирующие межкультурное деловое общение в рамках выделенных видов деловых бесед. Овладение умениями иноязычного делового общения невозможно без учета коммуникативных затруднений (барьеров языкового, психологического и социокультурного характера), обусловленных особенностями межкультурного общения на межличностном и институциональном уровнях. Отмечается, что достижению взаимопонимания в условиях межкультурного делового взаимодействия будет способствовать соблюдение партнерами по общению равноправных отношений диалога. В этой связи особое значение приобретают профессионально-значимые концепты иноязычной деловой культуры, определяющие специфику поведения представителей иноязычной деловой культуры.

Ключевые слова: (межкультурное) деловое общение, (иноязычная) деловая беседа, барьеры общения, взаимодействие, коллектив, концепт, межкультурная компетентность.

 

Т.О. Кулинкович

Консенсуальный садомазохизм как форма реализации отношений власти-подчинения

Статья посвящена изучению отношений в рамках садомазохизма, осуществляемого по взаимному согласию партнеров. Прелагается рассмотрение понятия «консенсуальный садомазохизм» и аббревиатуры BDSM, принятых для обозначения таких отношений. Отмечено отличие научных представлений о патологических формах садомазохизма от результатов эмпирических исследований консенсуального садомазохизма. Показано, что, как среди мужчин, так и среди женщин, преобладает стремление занимать подчиненную позицию в BDSM отношениях. Кроме того, существуют группы предпочитающих «доминирующую» роль и группы участников, склонных менять позицию. Обсуждается отсутствие отчетливой связи между сексуальным удовлетворением, причинением боли и практиками демонстрации власти-подчинения с преобладанием последних в консенсуальном садомазохизме.

Ключевые слова: садизм, мазохизм, садомазохизм, консенсуальный садомазохизм, BDSM, RACK, доминирование, власть, подчинение.

 

Педагогическая психология

Н.М. Голушкова

Психологическая компетентность педагога как одно из важнейших условий эффективности образовательного процесса

Радикальные преобразования в сфере образования предъявляют повышенные требования к психологической компетентности педагога. Осуществляя педагогическую деятельность в современных условиях уже невозможно грамотно, эффективно строить ее без интенсивного внедрения в образовательный процесс психологического знания. В этой связи поднимается проблема психологической компетентности педагога. Анализируется место и роль педагогической психологии в образовании, ее связь с другими психологическими и педагогическими дисциплинами. В научной разработке основ единства психологии и педагогики кроется огромный резерв повышения качества научных исследований и оказания реальной практической помощи школе. Синтезирование и интеграция отдельных научных знаний в целостное, практико-ориентированное знание в настоящее время приобрело форму актуальной проблемы. Автором определяется «психологическая» роль, «психологические особенности» дисциплины «Иностранный язык» для обучения и личностного развития учащихся, подчеркивается необходимость глубокого пересмотра психологических основ процесса обучения иностранным языкам. В статье описан метод обучения, соединивший в себе психологические, педагогические и психотерапевтические цели, реализуемые в процессе научения иноязычной речи.

Ключевые слова: педагогическая психология, психологическая компетентность учителя, психологические основы обучения иностранным языкам, «интегративный лингво-психологический тренинг» (ИЛПТ).

 

Медицинская психология

В.В. Шевляков, Н.В. Кузуро

Психологические факторы мотивации к табакокурению и отказу от него у молодежи

В статье представлены результаты исследования по выявлению субъективных и объективных доминирующих психологических причин и мотивационных факторов начала, продолжения и отказа от табакокурения (ТК) у курящих и не курящих студентов в половом аспекте. Установлено раннее экспериментальное курение с доминированием инициирующих факторов общения в компании, любознательности, социальной изоляции и подражания курящим родителям. В продолжении постоянного ТК наиболее значимыми являются мотивационные факторы снятия нервного напряжения, получения расслабляющего и стимулирующего эффектов, которые формируют выраженную психическую аддиктивность у большинства курящих студентов с существенным преобладанием лиц женского пола. Доминирующими психологическими мотивациями не курения являются сохранение своего здоровья, косметического и эстетического вида, экономические. У большинства курящих студентов (65%), особенно у девушек, объективно установлено отсутствие или слабая психологическая готовность к отказу от курения, что не соответствует их субъективной мотивации бросить курить (70%) и числу лиц, пробовавших это сделать (78%),  преобладание мотивационных факторов продолжения ТК на фоне в основном низкой никотиновой зависимости.

Ключевые слова: курящие и некурящие студенты, причины и мотивации табакокурения и отказа от него, статус курильщика, никотиновая зависимость.

 

Л.М. Беляева, Н.В. Дубовик

Психологические особенности и показатели уровней мочевой кислоты у детей и подростков из семей с эссенциальной артериальной гипертензией

В статье рассматриваются психологические особенности детей и подростков от 12 до 15 лет из семей с эссенциальной артериальной гипертензией. Анализ литературных данных и результаты собственных исследований детей и подростков с артериальной гипертензией позволили сделать вывод, что частые конфликтные ситуации в семье и школьном коллективе обусловлены характерологическими особенностями этой категории больных: постоянным стремлением к лидерству, повышенной эмоциональной возбудимостью и избыточной нервозностью. Проведенное исследование позволило предположить, что вышеуказанные психологические особенности могут быть обусловлены влиянием повышенных концентраций мочевой кислоты в сыворотке крови. Детям и подросткам с артериальной гипертензией показано проведение психотерапевтической коррекции для улучшения качества жизни и социальной адаптации.

Ключевые слова: эссенциальная артериальная гипертензия, дети и подростки, психологические особенности, мочевая кислота.

 

М.Н. Мисюк, Е.С. Коваленко

Препятствия к расширенному воспроизводству в поведенческих диспозициях женщин фертильного возраста

Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется процессом естественной убыли населения, представляющей потенциальную угрозу устойчивому развитию государства и национальной безопасности. В статье рассматривается проблема эмоций тревожности и страха, возникающих у женщин в период беременности. Данные эмоции являются отрицательными и способны оказывать негативное влияние  на течение беременности, состояние женщины и её будущего  ребенка, а также последующие детско-родительские отношения.

Проведена дифференциация характера эмоциональных проявлений у женщин в период беременности. Делается вывод о том, что первая беременность женщины в большей степени должна сопровождаться помощью психолога, так как успешный первый репродуктивный опыт положительно скажется на желании иметь детей в дальнейшем.

Ключевые слова: тревожность, страхи перед беременностью и родами, первая и повторная беременность.

 

Психология личности

А.П. Лобанов

Двухкомпонентная модель вербального интеллекта

В статье с точки зрения подхода к интеллекту как форме организации индивидуального ментального опыта представлен теоретический анализ и эмпирическое обоснование двухкомпонентной модели вербального интеллекта. Автор исходит из двухуровневой теории интеллекта А. Йенсена, которая предполагает наличие конкретного (совокупность ассоциативных способностей) и абстрактного (совокупность когнитивных способностей) видов интеллекта. Схема эксперимента, названная «Ведущий способ группировки», позволяет изучить динамику группировки  вербального материала ассоциативным и/или понятийным способом в соответствии с принципом типизации или классификации. Достоверность результатов подтверждается корреляционным и кластерным анализом данных.

Ключевые слова: интеллект, ассоциативные и когнитивные способности, ментальная репрезентация.

 

С.А. Беляев

Психологическая дромомания

В статье рассматриваются особенности причинного комплекса бродяжничества, как антисоциального образа жизни, с позиций медицинской и социальной психологии. Представлено определение синдрома «дромомании» и сопутствующих ему симптомов. Описана клиническая картина проявления «истинной дромомании», как психического заболевания. В целях расширения психологической терминологической базы, для детализации и уточнения некоторых аспектов изучаемого феномена, представлен дифференцированный подход к выявлению типологии бродяжничества. В связи с чем, предлагается ввести в психологический глоссарий термин «психологическая дромомания», а определение дефиниции рассматривать в следующей редакции: «психологическая дромомания – антисоциальная, личностно детерминированная поведенческая  модель, реализуемая в непреодолимом желании, стремлении субъекта  дистанцироваться от общества путем выбора бродяжничества привычным образом жизни».

Ключевые слова:  бродяжничество, дромомания, «психологическая дромомания», пориомания, вагобондаж, акцентуации характера, мотивация, механизмы психологической защиты.

 

В помощь изучающим психологии

И.В. Гулис

Мета-анализ понятия «агрессия в служебных отношениях»

В статье рассматривается многообразие различных подходов к определению понятия «агрессия в служебных отношениях», представленных в зарубежных исследованиях. Проводится сравнительный анализ терминов, используемых для определения агрессии в служебных отношениях, анализируется возможность адекватного перевода их на русский язык. Представляются специфические особенности, характерные для разных видов агрессии в служебных отношениях. Проводится соотношение определения агрессии в служебных отношениях с существующими подходами к определению агрессии. Анализируются модели возникновения агрессии и возможность использования этих моделей для изучения агрессии в служебных отношениях. Обосновывается необходимость формулировки нового, более широкого определения агрессии в служебных отношениях. Представляется схема классификации различных форм агрессии в служебных отношениях. Рассматриваются дальнейшие перспективы исследования.

Ключевые слова: агрессия в служебных отношениях, теории агрессии, проблема определенности.

 

*****

 

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by