Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2008, № 4

Психологический журнал, 2008, №4

Методология и методы психологии

А.З. Джанашиа
Методика изучения намерения подростков заниматься самовоспитанием

Становление самовоспитательной деятельности подростков позволяет изучить
особенности их мотивов в работе над собой, появление и реализацию намерений в
самоизменении. Констатируется отсутствие методик, прямо направленных на
изучение намерений подростков работать над собой. Описаны пробные
эксперименты, по результатам которых предложена методика содействия
намерениям подростков заниматься самовоспитанием с учетом специфики
деятельности и возрастных особенностей испытуемых: процедура
самостоятельного планирования с опорой на их опыт как зону ближайшего
развития, а также самоконтроль в виде письменного самоотчета. Установлено, что
наиболее сложным для подростков оказались подбор способов реализации
намерений и установление причин, которые определили успех или неуспех в
работе над собой.

Ключевые слова: подросток, намерение, содействие, самовоспитательные действия,
планирование, самоотчет, опыт, зона ближайшего развития.


Общая психология

Л.В. Марищук, С.Г. Ивашко
Особенности мнемической деятельности лиц студенческого возраста

Статья посвящена анализу студенчества как особой социально-психологической
группы, характеризующейся оптимумом развития интеллекта. Эмпирическое
исследование проводилось с участием студентов II курса спортивно
педагогического факультета спортивных игр и единоборств Белорусского
государственного университета физической культуры. Участники эксперимента
были последовательно разделены на две группы: первоначально на городских и
сельских жителей, затем в соответствии с видом спорта, которым они занимаются.
Выявлялись особенности мнемической деятельности, способствующие успешности
обучения в вузе. Представлен ряд статистически значимых результатов
сопоставления выборок и интеркорреляционного анализа результатов
тестирования, самооценок и экспертных оценок внимания, памяти и мышления
студентов-спортсменов.

Ключевые слова: студенчество, память, внимание, мышление, мнемическая и
логическая деятельность, успешность обучения, корреляционные связи, студенты-
спортсмены.


Социальная психология

Н.М. Медвецкая, С.Д. Матюшкова
Психологические аспекты гендерной культуры студентов университета

В статье излагаются результаты сравнительного анализа гендерных представлений
и установок студентов факультета физической культуры и спорта и факультета
социальной педагогики и психологии университета. По методике С. Бем, которая
определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности,
опрошены студенты обоих факультетов. Одновременно проводились исследования
гендерных стереотипов по методике И.С. Клециной, включающей 20 черт и
свойств личности.
Ключевые слова: гендерные представления, гендерная психология, качества
личности, гендерные стереотипы, гендерная культура.

 
Е.И. Медведская
Особенности понимания личности школьника разными категориями взрослых

В статье представлены результаты сравнительного анализа особенностей
понимания личности учеников с различными уровнями успеваемости разными
категориями взрослых: педагогами и не-педагогами. С помощью
психосемантических методов установлено, что феномен субъективизма
педагогической оценки присущ взрослым вне зависимости от их
профессиональной принадлежности. Выявлены принципиальные отличия
стереотипа оценивания от раннее зафиксированных: редуцирование формы и
изменение содержания. Моделирование категориального строя сознания показало,
что педагоги отличаются большей когнитивной простотой и инвариантностью
личностных категорий в понимании ученика.

Ключевые слова: личность, профессионально-педагогическое сознание, обыденное
сознание, субъективизм педагогической оценки, категориальные структуры
сознания, когнитивная сложность, семантический дифференциал, факторный
анализ.


Т.Г. Леонтьева
Взаимосвязь социального интеллекта и образной памяти детей младшего школьного
возраста

Основной целью представляемой работы является проверка гипотезы о
существовании связи между образной памятью и социальным интеллектом детей
9–10 лет. В исследовании принимали участие 219 человек двух учебных заведений:
СШ № 3 и гимназии № 1 г. Борисова. Представлены результаты исследования
образной памяти и социального интеллекта детей на данном возрастном этапе,
выявлены специфические особенности их содержания и проявления. На основании
собранного эмпирического материала установлено, что значимость и уровень
выраженности видов образной памяти к социальному интеллекту не одинаков.
Запоминание с помощью пиктограмм в большей степени коррелирует с
социальным интеллектом, чем с запоминанием на слух.
Полученные данные интересны тем, что результаты и дальнейшие исследования в
этой области могут иметь практическое применение. Знание уровня образной
памяти учащихся младшего школьного возраста позволяет делать прогноз умения
младших школьников правильно понимать свое поведение и предвидеть
последствия поведения других людей в процессе общения.

Ключевые слова: социальный интеллект, образная память, методы исследования,
качественный анализ, количественный анализ.


Ю.Е. Иванюк
К проблеме содержания профессиональных позиций школьных психологов

В статье излагаются результаты эмпирического изучения когнитивного и
эмоционального компонентов профессиональной позиции психологов,
отражающих их отношение к различным участникам образования – Ученику,
Учителю, Директору, Родителям ученика и Психологу. Посредством
ассоциативного эксперимента и метода классификации выделены общие и
специфические категории, опосредующие понимание школьными психологами
других субъектов образования. Выявленные с помощью теста Люшера
эмоциональные предпочтения демонстрируют, что позитивное отношение присуще
школьным психологам только по отношению к ученику.

Ключевые слова: взаимодействие, отношение, профессиональная позиция, субъект
образования, факторный анализ, категория.


Т.А. Наавгустова
Развитие иноязычной устной речи взрослых при использовании зрительной
динамической наглядности

В статье рассматривается проблема интенсификации процесса овладения
иностранным языком у взрослых. В психологических исследованиях с
использованием сочетания зрительной динамической наглядности (видеоряда) с
другими видами наглядности, анализируются возможные пути решения этого
вопроса и определяются критерии усвоения иноязычной устной речи. Однако в них
не изучается использование собственно видеоряда в режиме речи-называния его
предметной и ситуативной среды, которое требует психологического обоснования.
Автором экспериментально обосновывается применение видеоряда для
актуализации ситуативной иноязычной устной речи взрослых на начальном этапе
овладения иностранным языком. Количественные показатели сокращения
коэффициента беглости ситуативной иноязычной речи и латентного периода
ситуативной и контекстной речи на изучаемом языке, сопровождаемые
улучшением некоторых качественных показателей речи экспериментальных групп
в конце формирующего эксперимента подтверждают и обосновывают
психологическую эффективность применения видеоряда для интенсификации
процесса овладения взрослыми иностранным языком.

Ключевые слова: ситуативная речь, контекстная речь, зрительно-динамическая
наглядность, видеоряд, актуализация речи, начальный этап овладения
иностранным языком, темп речи, латентный период речевой реакции,
качественные характеристики речи, количественные характеристики речи,
межъязыковая интерференция.


Психология личности

А.А. Жданович

Карьерные ориентации студентов: социальные и психологические факторы

В статье представлены результаты эмпирического исследования социальных и
психологических факторов, оказывающих влияние на выраженность карьерных
ориентаций студентов. Карьерная ориентация рассматривается автором
исследования как элемент профессиональной Я-концепции личности, смысловая
диспозиция, отражающая приоритетное для субъекта направление продвижения в
профессиональной деятельности. Среди основных разновидностей выделены
вертикальная (стремление к продвижению в социально-профессиональной
иерархии) и (горизонтальная стремление к профессионально-личностному росту,
мастерству) карьерные ориентации. Сравнительный анализ степени влияния
каждого из рассматриваемых факторов определяется на основе вычисления
процента описываемой им дисперсии.

Ключевые слова: карьера, профессиональная Я-концепция, карьерная ориентация,
фактор, предиктор, статистический эффект.


М.А. Цебрук
Особенности гендерно-ролевого конфликта в раннем юношеском возрасте:
внутриличностный уровень проявления

Статья посвящена проблеме выявления внутриличностных конфликтов личности.
Особую группу внутренних конфликтов личности в психологии составляют
ролевые конфликты, под которыми понимаются ситуации, в которых индивид,
имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Рассматриваются внутриличностные конфликты гендерного плана, в частности
проявление гендерно-ролевого конфликта в раннем юношеском возрасте. Анализ
литературных источников и проведенное исследование позволяют предполагать,
что под гендерно-ролевым конфликтом следует понимать совокупность
психологических переживаний связанных с особенностями гендерной
направленности личности, и раскрывающихся во внутренних (внутриличностных)
и во внешних (межличностных) проявлениях. Результаты исследования показали,
что для феминных и недифференцированных типов гендерной направленности
личности преимущественно свойственно рассогласование подструктур  гендерной
направленности, неприятие себя, эмоциональный дискомфорт, преобладание
внешнего локуса контроля, что отражает внутриличностный уровень проявления
гендерно-ролевого конфликта в возрасте ранней юности.

Ключевые слова: гендерно-ролевой конфликт, гендерная направленность,
маскулинность, феминность, внутриличностный (внутренний) уровень проявления
гендерно-ролевого конфликта


О.Е. Игнацкая
Особенности изучения компонентов просоциальной направленности личности
старшеклассников

В статье представлена структурная модель просоциальной направленности
личности, а также полученные экспериментальные данные. В исследовании мы
исходили из того, что просоциальная направленность личности понимается как
интегральное свойство, включающее в себя: эмоциональный, когнитивный,
мотивационный и ценностно-смысловой компоненты. В соответствии с
выделенной структурой просоциальной направленности было отобрано ряд
методик, исследующих данный психологический аспект. Анализ результатов
изучения просоциальной направленности личности старшеклассников с различной
профильной ориентацией (педагогической, лингвистической, технической,
экологической, общеобразовательной) позволил обнаружить существующее
распределение признака. В целом по выборке, при выраженном доминировании
интериоризированных просоциальных ценностей, выявлены ориентированность на
стереотипы и автономность в совершении просоциальных действий.

Ключевые слова: просоциальная направленность личности, компоненты
просоциальной направленности, мотивы, ценности, смыслы, ранний юношеский
возраст, старшеклассники.


Психология семьи

И.А. Фурманов
Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта

Обсуждается понятие дисциплины. Рассматриваются индуктивный,
принудительный, проактивный  и реактивный виды дисциплины. Отмечается, что
не существует значимых различий в методах воспитания родителями детей
различного пола. Наиболее распространенными видами разрешения родительско–
детского конфликта матерями являются дисциплинирование и психологическая
агрессия, а отцами – дисциплинирование и телесные наказания. В результате
детального анализа тактик разрешения родительско–детского конфликта
конкретизированы и выявлены некоторые отличительные особенности
дисциплинарного поведения матерей и отцов в отношении детей. Констатируется,
что в целом вне зависимости от пола родителя и ребенка наиболее часто
используются такие тактики разрешения конфликта как объяснение, что ребенок
сделал неправильно и лишение привилегий или ограничение его в чем–либо.
Независимо от пола ребенка матери наиболее часто предоставляют ребенку
возможность исправиться, а также кричат и ругаются, а отцы – угрожают  
отшлепать или побить.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинирование, психологическая агрессия,
телесные наказания, проявления жестокости, тактики разрешения родительско-
детского конфликта.


Медицинская психология

И.В. Аксючиц
Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

В статье излагается программа профилактики употребления психоактивных
веществ среди подростков, включающая тренинг коммуникативных умений и
тренинг ассертивности. Рекомендуется программа к использованию психологами
школ в психопрофилактической деятельности среди подростков 15–17 лет.
Обосновываются рекомендации тем, что наркопрофилактическая программа
разработана автором в рамках подхода формирования жизненных навыков (ФЖН)
и апробирована среди подростков, состоящих на учете в наркодиспансере
г. Минска. Аргументируется приоритетность подхода к профилактике
употребления психоактивных веществ, ориентированного на воспитание
психически здорового и личностно развитого подростка, способного
самостоятельно, без применения психоактивных веществ, справляться с
психологическими трудностями и жизненными проблемами. Предполагается
итогом реализации программы профилактики формирование у подростков
иммунитета, невосприимчивости по отношению к психоактивным веществам и
овладение стратегиями проблем-преодолевающего поведения.


Психолингвистика

О.В. Иванов
Понимание связных сообщений на русском и английском языках учащимися
младшего школьного возраста

Рассматривается проблема понимания младшими школьниками связных
сообщений на русском и английском языках. Результаты исследования
свидетельствуют о тесной связи между процессами понимания на родном и
иностранном языках. Отмечено более точное понимание текста на родном языке
большинством испытуемых даже при использовании специальной методики,
усложняющей восприятие сообщения. Многие из них, однако, находятся на низкой
стадии понимания речевых сообщений на обоих языках. Данные отдельных
участников эксперимента позволяют предположить, что понимание речи
представляет собой сложный процесс, который не сводится только к хорошему
запоминанию воспринимаемого материала. Полученные результаты дают
основание говорить о тождестве механизмов понимания речи на родном и
иностранном языках и рассматривать понимание речи как феномен, требующий
отдельного внимания и формирования уже на самых ранних стадиях обучения.

Ключевые слова: понимание, устная речь, качество понимания, смысл сообщения,
сравнение понимания, субъектно-предикативные связи, стадии понимания


Психологическое консультирование
Н.И. Олифирович, С.И. Коптева
Консультативная психология в Беларуси: проблемы и перспективы развития

Статья посвящена проблемам и перспективам развития консультативной
психологии в Беларуси. Описаны феномены современной жизни, приводящие к
появлению различных расстройств и дезадаптаций, требующих вмешательства
психолога-консультанта. Проанализирована история развития консультативной
психологии в Беларуси, приведены актуальные проблемы, с которыми
сталкиваются психологи-консультанты в нашей стране, описаны альтернативные
стратегии психологической помощи (предоставление информации, прямое
действие, обучение, системные изменения, совет), показаны сходство и различия
консультирования и психотерапии. Перечислены основные школы и методы
психотерапии (методы директивного и недирективного внушения; психоанализ;
бихевиоризм; рациональная терапия; гештальт-терапия; интегративная
психотерапия), являющиеся базисом для модификаций методов психологической
помощи. Акцентируется внимание на проблемах квалификации психолога-
консультанта и возможности получения подтверждающих ее официальных
документов, а также на дифференциации деятельности психолога-консультанта и
нетрадиционных методов воздействия на психику человека.

Ключевые слова: психологическая помощь, консультативная психология,
деятельность психолога-консультанта.


В помощь изучающим психологию
О.Н. Семеняка
Особенности формирования профессиональной самооценки студентов
экономического профиля

Статья посвящена исследованию особенностей профессиональной самооценки
на разных этапах обучения, отражена связь с профессиональным развитием
личности. В статье дан краткий обзор существующих в отечественной
психологии подходов к проблеме профессиональной самооценки личности.
Профессиональная самооценка рассматривается как часть общей, и понимается
как интегральное свойство личности, позволяющее оценивать содержание
профессиональной деятельности и актуальные для ее осуществления
профессионально-личностные и социально-психологические особенности и
качества.
Содержание профессионального развития будущего профессионала
рассматривается с точки зрения сформированности основных его характеристик:
профессиональной направленности, профессиональной компетентности,
профессионально-важных качеств, профессионально значимых
психофизиологических свойств личности. В статье обсуждаются результаты
исследования профессиональной самооценки на разных этапах профессионального
обучения. Рассмотрен характер ее изменения, проведен анализ взаимосвязи
профессиональной самооценки с другими сущностными характеристиками
личности профессионала. Подчеркивается необходимость целенаправленной
работы в вузе по формированию готовности студентов к будущей
профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная самооценка, развитие личности
профессионала, профессионально важные качества.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by