Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2009, № 1

Психологический журнал, 2009, №1 (ISSN 2072-8425)
 
Методология и методы психологии
Л.В. Марищук, Е.В. Пыжьянова
К вопросу о стандартизации методик диагностики дивергентного мышления
Статья посвящена проблеме диагностики дивергентного мышления как основы креативности. Рассматриваются история создания тестов диагностики творческого мышления, начиная с создания Дж. Гилфордом батареи тестов для диагностики креативности и подходы в отечественных и зарубежных исследованиях к оценке показателей творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности. Обобщены основные положения, лежащие в основе диагностики творческого мышления. Анализируются особенности, структура, достоинства и недостатки методик П. Торренса и Ф.Вильямса, адаптированных и стандартизированных на российской выборке. Представлены результаты стандартизации теста дивергентного мышления Ф.Вильямса на белорусской выборке студентов педагогических вузов (N = 659). Сравниваются результаты стандартизации теста дивергентного мышления Ф. Вильямса на американской, российской и белорусской выборках.
Ключевые слова: дивергентное мышление, диагностика, беглость гибкость, оригинальность разработанность, стандартизация, выборка стандартизации, статистическая норма.
 
С.А. Беляев
Феномен бродяжничества: история, философия, психология
Исследование бродяжничества, как антисоциального поведения личности позволило определить данный феномен, как комплексное (полидетерминированное) явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы. Представлено рассуждение о не корректной замене (вытеснении) понятия «бродяжничество», понятием «бездомность», прослеживающейся в современной литературе.
В статье представлен взгляд на феномен бродяжничества в контексте историко-культурного, философского и социально-психологического подходов. Рассматриваются некоторые аспекты возникновения бродяжничества в Древней Индии, Греции, Японии и Западной Европе. Излагается взгляд на проблему бродяжничества философов – А. Камю, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Отмечается, что становление психологической науки, как самостоятельной отрасли научного знания, позволило рассматривать проблему бродяжничества как психологическую, а возможно и психиатрическую.
Ключевые слова: бродяжничество, бездомность, маргинальность, вагобондаж, голиард, самурай, брахман.
 
Социальная психология
Г.В. Вержибок
Гендерный подход в межкультурном пространстве коммуникаций
Анализируется необходимость рассмотрения с точки зрения гендерного подхода проблем межкультурной коммуникации. Уточняется, что требования и критерии социума к мужским и женским ролям, индивидуальное преломление в сознании, поведенческие реакции подвержены изменчивости и определяют характер коммуникационных актов. На основе проведенных срезов раскрывается трансформация параметров воззрений на социальное поведение мужчин и женщин в разных культурных группах (Беларусь, Германия, Италия). Понимание себя и других, развитие личной и гендерной культуры создает условия для диалога и сотрудничества в межкультурном пространстве.
Ключевые слова: гендерная парадигма, межкультурная коммуникация, полоролевая ориентация, маскулинное и фемининное поведение, гендерная культура.
 
С.А. Беляев,В.Г. Черняускас
Коллективное и индивидуальное восприятие городского пространства
В статье описывается опыт построения ментальной карты г. Минска. Под ментальной картой понимается образ города, который формируется в сознании человека посредством влияния личностно важных социально-культурных, исторических и архитектурных особенностей города. Отмечается, что ментальная карта сочетает три компонента: когнитивный, эмоциональный, интуитивный. Анализ коллективной ментальной карты г. Минска, позволил предположить, что данная карта напоминает «общепринятый туристический путеводитель» и имеет существенные различия в сравнении с индивидуальными ментальными картами. Иными словами коллективный опыт построения городского пространства, закреплен в общепринятых стереотипах и нормах.
Сделан вывод, что «город» в сознании индивида – не просто формальная единица, или конгломерат административных районов, улиц, архитектурных строений, а переживаемое личностное пространство, сужаемое до определенного размера.
Ключевые слова: ментальная карта, городское пространство, коллективный и индивидуальный опыт.
 
Педагогическая психология
С.В. Лауткина
Проблема мотивации учения младших школьников с речевыми нарушениями и ее связь с успеваемостью
Целью исследования является изучение мотивации учения младших школьников с речевыми нарушениями и ее связь с успеваемостью. В статье приводятся данные теоретического и эмпирического исследования проблемы мотивации учения младших школьников с речевыми нарушениями и ее связи с успеваемостью по предметам языкового и неязыкового цикла. Описаны результаты количественно-качественного анализа полученных данных констатирующего эксперимента в группах школьников с речевыми нарушениями и нормальным речевым развитием. Основными выводами исследования являются следующие положения: мотивация учения и успеваемость в группе детей с речевыми нарушениями ниже, чем в группе с нормальным речевым развитием; существует положительная корреляционная связь между мотивацией учения и успеваемостью. Результаты исследования могут применяться при создании специальных программ, формирующих высокую мотивацию учения и положительное отношение к учению. Такие программы будут способствовать оптимизации учебной деятельности и повышению успеваемости.
Ключевые слова: мотивация учения, отношение к учению, успеваемость, речевые нарушения, младшие школьники.
 
Т.Г. Леонтьева
Исследование социального интеллекта и личностных особенностей детей школьного возраста
Целью исследования было выявление связи между развитием социального интеллекта и личностными особенностями детей 9-10 лет. Общий объём выборки составил 219 человек, из них 124 мальчика, 95 девочек. Исследование включало два этапа. На первом этапе объектом выступали учащиеся 9-10 лет общеобразовательной школы в количестве 122 человек; на втором этапе к исследованию привлекались учащиеся гимназии этого же возраста в количестве 97 человек.
В ходе исследования был проведен статистический анализ, направленный на определение корреляции между показателями социального интеллекта и личностными особенностями и выявление половых различий между уровнем развития социального интеллекта и личностными особенностями учащихся. На основании полученных данных было установлено, что социальный интеллект со­четается с наличием таких черт характера, как уверенность в себе, склонность к самоутверждению,   стремление к лидерству, решительность, непринужденность, возбужденность в общении.
Ключевые слова: социальный интеллект, личностные особенности, методы исследования, качественный анализ, количественный анализ.
 
А.И. Тарелкин
Манипуляции студентов как причина трудностей общения преподавателей вузов
Статья посвящена проблеме манипулирования в педагогическом общении в высшей школе. Доказывается, что манипулятивное воздействие студентов является важной причиной трудностей педагогического общения. Приведены данные о распространенности и степени затрудненности для преподавателей вузов конкретных студенческих манипулятивных приемов. Раскрываются психологические проявления трудностей общения преподавателей, вызванных манипуляциями студентов. Указываются индивидуальные различия в интерпретации преподавателями вузов ситуаций манипулятивного воздействия как ситуаций затрудненного общения.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, трудности общения, манипуляция, манипулирование
 
О.Г. Новицкий
Личностный смысл профессии как мотив учебной деятельности студентов
В статье рассматривается проблема смысловой составляющей профессиональной подготовки студентов. Мотивация учебной деятельности анализируется через личностную значимость будущей профессии. Раскрывается содержание понятия личностного смысла, делается предположение о ведущей роли личностного смысла профессии в мотивации учебной деятельности студентов. Показывается взаимосвязь значимости будущей профессии и академической успеваемостью обучаемых. Исследуются ценностные ориентации студентов как показатель личностной значимости профессиональной деятельности. Делается вывод, что наиболее приемлемой для педагогических специальностей следует считать склонность к творческому типу профессий.
Ключевые слова: личностный смысл, мотив, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, мотивация учебной деятельности, ценностные ориентации личности.
 
Психология личности
Н.С. Вислобокова
Понятие личности в христианской и академической психологии
В статье рассматривается понятие «личность» в академической и христианской психологии и антропологии. Особое внимание уделяется возникновению понятия, его характерологическим особенностям – телу, душе, интеллекту (ум, разум, рассудок). Автор преднамеренно не определяет свою позицию даже там, где мысль является явно спорной, считая, что понятие личность в христианской психологии – это одна плоскость познания, а в академической – другая. И хотя эти плоскости часто совпадают, иногда пересекаются, но обе они самостоятельны, и уже потому имеют право иметь свои неконгруэнтные характеристики.
Ключевые слова: личность, характерологические особенности, христианская психология, академическая психология.
 
С.С. Худоян
Особенности самосознания детей дошкольного возраста, кризис трех лет и некоторые психопатологические феномены этого возраста
Статья посвящена проблеме возрастных перестроек самосознания. На основе анализа психологических и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста, некоторых психопатологических проявлений этого возраста, а также результатов организованных автором эмпирических исследований кризиса трех лет предлагается гипотеза, согласно которой, в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание.
Ключевые слова:возрастные перестройки самосознания, видовое самосознание, патологические метаморфозы «Я» в дошкольном возрасте, видовое отчуждение, кризис трех лет.
 
М.А. Дыгун
Развитие внутренней свободы как условие самореализации человека
В статье рассматривается взаимосвязь уровня внутренней свободы и самореализации человека. Свобода рассматривается в двух ракурсах: внешнем и внутреннем. Акцентируется внимание на отличии двух видов свободы: «свободы от» и «свободы для». «Свобода от» имеет три аспекта: «свобода в отношениях», «свобода в деле» и «свобода в обладании». Подлинная свобода – созидательна по своей природе и предполагает творение, воплощение во внешнем плане внутреннего состояния. Самореализацию можно определять как творческое самоопределение и воплощение в жизни конкретным человеком своего уникального предназначения или призвания. Уровень внутренней свободы выступает важнейшим условием самореализации человека.
Ключевые слова:внутренняя свобода, подлинная свобода, внутреннее состояние, творческое самоопределение, свобода в обладании, самореализация человека.
 
М.В. Сидорова
Характеристика основных методов проявления настойчивости у студентов
В статье на основе анализа высказываний студентов выделены и охарактеризованы основные мотивы проявления настойчивости, такие как   мотив «социальное признание и статус», мотив «независимость», мотив «чувство принадлежности», мотив «соперничество», мотив «самосовершенствование», мотив «вознаграждение», мотив «интерес» и мотив «достижение успеха». Представлен анализ связи уровня проявления настойчивости и мотивации достижения. Показано, что студенты, имеющие высокий уровень проявления настойчивости, ориентированы на достижение успеха, а студенты со средним и низким уровнем проявления настойчивости имеют невыраженную мотивацию достижения с тенденцией на мотивацию избегания неудачи. Отмечено, что стратегии поведения при проявлении настойчивости определяются степенью осознания причин неудач и смысла выполняемой деятельности.
Ключевые слова: настойчивость, мотив, мотивация достижения, стратегия поведения.
 
А.В. Калашник
Исследование потребности личности в самопознании: постановка проблемы
В статье рассматриваются теоретические предпосылки исследования потребности в самопознании. Указывается актуальность обсуждения данного термина в современной ситуации развития общества и личности. Определение потребности в самопознании и обоснование необходимости ее формирования выступают в качестве задач настоящей статьи. Специфика описываемого феномена объясняется его нахождением в поле зрения двух фундаментальных проблем: психологии потребностей и психологии самосознания. Потребность в самопознании определяется как отношение личности к изучению себя, переживаемое как противоречие между достигнутым и возможным знанием о себе, выступающее источником ее активности по самопознанию. Отмечается, что благодаря удовлетворению потребности в самопознании, достигается такой уровень развития личности, который обеспечивает качественное выполнение избранной деятельности и способность лучше понимать себя и других. Утверждается необходимость формирования потребности в самопознании.
Ключевые слова: самопознание, потребности личности, потребность в самопознании, формирование.
 
С.А. Корзун
Внутриличностный конфликт девиантных подростков: специфика проявления
Статья посвящена исследованию внутриличностных конфликтов девиантных подростков. Рассмотрена проблема внутриличностного конфликта в рамках западной и отечественной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования представлености внутриличностного конфликта в различных жизненных сферах подростков девиантного и условно нормативного поведения. Проведен сравнительный анализ по показателям внутриличностного конфликта в группах подростков девиантного и условно нормативного поведения.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, внутренний конфликт, внутренний вакуум, подростковый возраст, девиантное поведение.
 
Е.Г. Вышинская
Механизмы психологической защиты личности как специфическое средство адаптации студентов в новом образовательном пространстве
В статье отражена актуальность проблемы адаптации личности в современных условиях. Проанализированы основные теоретические подходы в психологии к вопросу о роли механизмов защиты в процессе социально-психологической адаптации. Среди них основные положения психоаналитической концепции А. Фрейд, Э. Эриксона, а также результаты исследований таких отечественных исследователей как Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, Л.Р. Гребенников, В.А. Ташлыков, А.М. Богомолов, А.Г. Портнова. Наиболее детально представлен подход Р. Плутчика. В рамках данного подхода проанализированы основные механизмы защиты с краткой характеристикой поведенческих проявлений в контексте социально-психологической адаптации. Приведены результаты исследования среди студентов первого курса Полоцкого государственного университета с целью изучения роли защитных механизмов личности юношеского возраста в структуре адаптационного процесса.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптационный процесс, механизмы психологической защиты, адаптативность, новая образовательная среда.
 
Психология управления
Л.А. Паргаменщик, А.А. Трусь
Психологические аспекты деятельности в условиях кризиса в организации
В статье проводится анализ кризисов, которые происходят в организации, предлагается их типология по трем основаниям. Подробно раскрываются особенности нормативных кризисов, излагается их симптоматика, даются рекомендации руководителю по их упреждению и преодолению. Кризисные события в организации рассматриваются как с точки зрения угроз, так и возможностей для ее роста и развития. Особое внимание уделяется личностным особенностям, установкам и ресурсам руководителя, являющимся значимыми факторами эффективности его управленческой деятельности по разрешению кризисных ситуаций в организации.
Ключевые слова: кризисные события в организации, угроза, благоприятная возможность, источники кризисов, нормативные и событийные кризисы, жизнестойкость, адаптивность, поведенческая гибкость руководителя.
 
В помощь изучающим психологию
Е.В. Мельник, Е.В. Силич
Индивидуализация психологической подготовки как условие формирования гармоничной личности спортсмена
Недооценка роли личностного фактора в системе подготовки спортсменов, отсутствие индивидуального подхода к каждому спортсмену, особенно резерву национальных команд, выступает причиной низкой успешности и возникающих трудностей различного характера. Повышение эффективности организации психологической подготовки за счет изучения и учета особенностей личности спортсменов, имеющих различный латеральный профиль, выступает одной из важнейших задач, стоящих перед спортом высших достижений. Статья посвящена теоретическому анализу проблемы индивидуализации различных аспектов подготовки спортсменов. Большое внимание уделено рассмотрению возможности индивидуализации психологической подготовки юных спортсменов на основе изучения профиля функциональной асимметрии, формально-динамических свойств индивидуальности, проявляющихся в интеллектуальной, коммуникативной и психомоторной сферах, а также специальных свойств личности спортсменов.
Ключевые слова: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, спортсмены, психологическая подготовка, профиль функциональной асимметрии, свойства личности, формально-динамические свойства индивидуальности.

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by