Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2009, № 2

Психологический журнал, 2009, №2 (ISSN 2072-8425)
 
Методология и методы психологии
Ю.С. Смирнова
Методологические и методические проблемы исследования предубеждений
В статье анализируются методологические и методические проблемы изучения предубеждений: определение границ феномена и содержания понятия «предубеждение», выбор теоретических оснований, адекватного методического инструментария и способа статистической обработки данных. Представлена разработанная автором методика изучения структуры и содержания предубеждений в отношении представителей стигматизированных групп, обоснованы ее преимущества. Описана процедура создания методики с использованием метода триад, заимствованного из техники репертуарных решеток Дж. Келли. Методика состоит из 53 биполярных признаков, по которым по пятибалльной системе необходимо оценивать представителей стигматизированных групп. Представлены результаты факторного анализа, позволившего сгруппировать выделенные нами характеристики в более емкие категории-факторы и выделить обобщенную структуру предубеждений в отношении представителей стигматизированных групп. Приведена интерпретация выделенных факторов. Описаны процедуры контроля достоверности результатов исследования.
 
С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров
Разработка и стандартизация методики «Уровень интеллектуального интеллекта»
В статье представлены этапы разработки и стандартизации методики «Уровень эмоционального интеллекта» (LEI – Level of Emotional Intelligence) (С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров).
Выборка стандартизации методики «Уровень эмоционального интеллекта» составила 780 человек (N=780). Из них 30 человек вошли в выборку полиграфологического исследования; 65 – в ретестовую выборку; 685 – в непосредственную выборку стандартизации. Статистическая обработка произведена с применением статистических пакетов Statistica 6.0 и SPSS 11.0 for Windows.
Методика состоит из 50 вопросов, включает шкалу лжи, шкалы личностного и коммуникативного эмоционального интеллекта и общий уровень эмоционального интеллекта.
 
Социальная психология
Е.К. Агеенкова
Социально-психологические аспекты исследования новых религиозных движений (личностный аспект)
В исследовании под новыми религиозными движениями (НРД) понимаются культы нового типа, характеризуемые как религиозные новообразования, возникшие после Второй мировой войны, предлагающие религиозное или философское мировоззрение или средства, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель: духовное просветление, «истинное» развитие. В отличие от наиболее распространенных направлений исследования этого общественного явления предлагается определить его как социально-психологический феномен, включающий в себя исследования личностных и социальных аспектов, а также внешних факторов, провоцирующих изменение установок поведения индивидов и социальных групп в отношении их веры. В статье изложена классификация направлений социально-психологических исследований, их анализ, а также данные авторских исследований личностных особенностей последователей НРД, проявлениям их психосоциальной зависимости и психологических причин, побуждающих индивидов следовать идеям НРД.
 
Педагогическая психология
С.Е. Покровская
Исследование профессиональной направленности одаренных детей в юношеском возрасте
Статья посвящена проблеме изучения особенностей профессиональной направленности одаренных учащихся и созданию для этого специальных педагогических условий, которыми является дифференцированное обучение. Одаренные учащиеся, имеющие интересы, склонности и способности в сфере «человек – художественный образ» и артистический тип направленности чаще руководствуются в учебной деятельности мотивом успешности будущей профессиональной деятельности.
 
И.А. Коверзнева
Взаимосвязь психологической ситуации педагогического оценивания и учебной мотивации учащихся
В статье описывается исследование взаимосвязи психологической ситуации педагогического оценивания и учебной мотивации учащихся. (N=112). Исследование включило в себя изучение уровня учебной мотивации учащихся, изучение психологической ситуации педагогического оценивания в школе, изучение потребностей и ожиданий учащихся от ситуации проверки знаний. Был проведен статистический анализ, направленный на определение корреляции показателей между показателями уровня учебной мотивации, направленности на отметку и педагогической оценкой. На основании полученных данных установлено, что психологическая ситуация педагогического оценивания достаточно сильно взаимосвязана с учебной мотивацией учащегося. Изучены условия педагогического оценивания стимулирующие учебную мотивацию учащегося, а также условия, негативно сказывающиеся на учебной мотивации. Выработаны рекомендации по организации психологической ситуации педагогического оценивания знаний учащихся с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
 
Т.Е. Яценко
Творческая активность в превентивной деятельности школьников как фактор предупреждения наркопотребления
В статье раскрывается понятие «творческая активность в превентивной деятель­ности». Отмечается, что формирование творческой активности школьников происходит в психологическом театре. Рассматрива­ются этапы формирования творческой активности в превентивной деятельности. Опи­сываются изменения в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере личности испытуемых подросткового возраста под влиянием совместной творческой превентивной деятельности в психологическом театре. Анализируются изменение отношения к проблеме наркопотребления и развитие твор­ческой активности в превентивной деятельности, креативных образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» подростков, вовлеченных в театрализацию антинаркотических спек­таклей. Делается вывод, что формирование творческой активности в превентивной деятельности способствует возникновению у школь­ников антинаркотической установки, повышению их самоэффективности в решении творческих задач и развитию творческой ак­тивности.
 
Психология личности
Г.В. Вержибок, Т.В. Киселева
Социокультурная вариативность идентичности
В статье раскрываются сущностное содержание идентичности как интегративного феномена, сложной психической реальности, включающей различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические, этнические и полоролевые основания. Акцентируется, что трансформация социокультурной реальности, расширение пространства коммуникаций приводит к переструктурированию идентификационного пространства, изменению поведения в разных группах под влиянием разной культурной среды. Приводятся результаты исследования культурных ориентаций в молодежной среде. Обосновывается необходимость поликультурного образования на основе знаний о различии и сходстве, разности и подобии, одинаковости и многообразии в связи с расширением диапазона культурных связей.
 
И.Н. Андреева
Взаимосвязь эмоционального интеллекта с частотой переживания и содержанием тезауруса фундаментальных эмоций в юношеском возрасте
В статье анализируется характер взаимосвязи эмоционального интеллекта с частотой переживания фундаментальных эмоций (радости, горя, страха, вины и гнева) и содержанием тезауруса эмоций у лиц юношеского возраста (студентов 19-22 лет).
Установлено, что с развитием эмоционального интеллекта в юношеском возрасте повышается осознанность фундаментальных эмоций и, следовательно, осознанность поведения. Высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта у студентов способствует более эффективному распознаванию проявлений горя, радости, гнева, страха; прогнозированию последствий поведения, способного вызвать чувство вины. Высокие показатели внутриличностного эмоционального интеллекта способствуют более эффективному выявлению и анализу причин возникновения фундаментальных эмоций и снижению частоты переживания страха и вины.
У юношей повышение уровня внутриличностного эмоционального интеллекта способствует снижению частоты переживания негативных эмоций (горя, вины, страха, гнева). У девушек частота переживания эмоции радости обусловлена повышением осознанности эмоций. Развитие эмоционального интеллекта студенток связано с обогащением синонимического словаря эмоций.
 
Г.В. Гатальская, М.В. Дыдалева
Переживания, связанные с сексуальным опытом в юности
В статье обоснована актуальность проблемы переживания сексуального опыта в юности. На основе анализа результатов психологических исследований по данной проблеме выделены наиболее значимые переживания, связанные с сексуальным опытом в юности. На их основе были разработаны рекомендации по сексуальному образованию юношей и девушек.
 
В.А. Фунт
Способы слушания музыки как показатели организации когнитивных структур личности
Статья посвящена проблеме выявления когнитивного стиля «аналитичность – синтетичность» в контексте восприятия классической музыки студентами. Поставлен вопрос о том, являются ли способы слушания только лишь приемом структурирования и осмысления музыкального материала, или они являются показателями индивидуальных особенностей познавательной сферы индивида. Приведены теоретический анализ и психологическая характеристика когнитивного стиля «аналитичность – синтетичность». Особенности восприятия музыки описываются с позиции когнитивного подхода. В статье представлены результаты использования метода свободных описаний, цель которого заключалась в выявлении особенностей восприятия музыкальных фрагментов студентами и подтверждении гипотезы о связи экспрессивно-динамического способа слушания с синтетическим когнитивным стилем, а ритмико-пространственного – с аналитическим. В результате контент-анализа и качественного анализа полученных свободных описаний были выявлены различия в восприятии музыки студентами с разными полюсами стилевого параметра «аналитичность – синтетичность».
 
 
Психология развития
Н.В. Чурило
Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии
Работа посвящена изучению уровня субъективного благополучия юношей и девушек с разных типом жизненной стратегии. Жизненная стратегия – это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла. Уровень субъективного благополучия личности является показателем эффективности реализации жизненной стратегии. Субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, которое олицетворяет стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению удовлетворённости и счастья и включает оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. У современных юношей и девушек выделяются три основных типа жизненной стратегии: «Материального благополучия», «Социального престижа» и «Самореализации». Наиболее распространенной в молодежной среде является стратегия жизни, основанная на ценностях материального достатка и комфорта. Уровень субъективного благополучия у молодых людей, выбирающих жизненную стратегию «Самореализации» ниже, чем у юношей и девушек, следующих стратегии «Материального благополучия».
 
Н.П. Мялик
Соотношение понятий «менталитет», «ментальность» и «профессиональная ментальность» личности будущего педагога
В статье описаны существующие научные подходы к определению содержания понятий менталитет, ментальность и профессиональная ментальность в современной отечественной и зарубежной психологической литературе, рассматриваются аспекты соотношения данных понятий. Высказывается предполо­жение о том, что развитие профессиональной ментальности составляет процесс психологического присоединения будущего специалиста к профессиональной среде. Отмечено, что период профессионального обучения является решающим в плане развития профессиональной ментальности будущего педагога. На этой основе делаются некоторые выводы о необходимости развития профессиональной ментальности в системе профессиональной подготов­ки будущих педагогов.
 
Е.И. Козак
Определение зоны ближайшего развития при диагностике познавательных процессов у детей с ДЦП
В статье представлены результаты исследования особенностей зоны ближайшего развития детей с детским церебральным параличом.
Автор обращает внимание на важность оценки потенциала развития ребенка с ДЦП при диагностике его познавательного уровня. Для этой цели предлагается использование обучающего диагностического эксперимента, позволяющего выявить обучаемость ребенка. Обучаемость определяет возможности и темп усвоения новых знаний и является основным показателем зоны ближайшего развития ребенка. Эти возможности выяв­ляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым в процессе усвоения им новых способов действий. Основной формой сотрудничества является дозированная помощь взрослого, направленная на стимулирование собственной активности ребенка и расширение его возможностей. Тем самым, в зоне ближайшего развития ребенок оказывается способен сделать сам то, что без помощи взрослого ему недоступно.
В ходе исследования выявлено, что зона ближайшего развития детей с ДЦП имеет свои особенности. В результате проведения диагностического обучающего эксперимента на материале конструктивной внеречевой деятельности определен характер помощи (качественный и количественный), необходимой для выявления потенциального уровня развития познавательных процессов детей со спастической диплегией.
 
Возрастная психология
М.Н. Мисюк, О.А. Мацкевич
Расстройство внимания у детей младшего школьного возраста
Расстройства внимания у детей младшего школьного возраста оказывают негативное влияние на процесс когнитивного развития ребёнка. В последнее время в школах наблюдается увеличение количества детей с такими расстройствами, что указывает на актуальность данной проблемы и необходимость поиска методик для восстановления нарушенных функций.
Рассмотрены нейропсихологический и психопатологический подходы к генезу возникновения расстройств внимания, а также некоторые причины, приводящие к возникновению этих расстройств (наличие черепно-мозговых травм и воспалительных заболеваний ЦНС у детей, низкая учебная мотивация, неполный состав семьи).
Авторами выдвинута гипотеза о причинно-следственной связи расстройств внимания и заболеваний нервной системы у детей в анамнезе, уровня мотивации и социальных факторов.
 
Психология управления
Ю.М. Лапицкий
Проявления когнитивных стилей в деятельности руководителя
В статье охарактеризовано современное научное состояние проблемы повышения эффективности деятельности руководителя, определены методологические основы изучения когнитивных стилей у руководителей на примере руководителей органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Изложены существующие подходы к оценке деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и их руководителей. Рассмотрены точки зрения ученых на проблематику изучения механизмов повышения эффективности деятельности руководителей. Представлены особенности проведения и результаты теоретического и эмпирического исследований когнитивных стилей «полезависимость/поленезависимость», «импульсивность/рефлективность», интеллектуальной лабильности в деятельности руководителя.
 
В помощь изучающим психологию
 
Н.А. Булынко
Модель самоэффективности личности спортсмена
Статья посвящена проблеме самоэффективности личности в спорте. Рассмотрены основные положения концепции самоэффективности в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Подчеркивается и раскрывается значимость феномена самоэффективности в спортивной деятельности. В контексте проблемы самоэффективности анализируются связанные с ней зарубежные психологические теории и близкие к проблеме взгляды российских психологов. Анализируются результаты проведенного пилотажного исследования по проблеме влияния самоэффективности личности на результативность спортивной деятельности. На основе анализа рассмотренных подходов и полученных результатов пилотажного исследования предложена теоретическая модель самоэффективности личности спортсмена.
 

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by