Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2009, № 3

 
Психологический журнал, 2009, №3 (ISSN 2072-8425)

Методология и методы психологии
В.А. Янчук
Перспективы прогресса в углублении понимания психологической феноменологии: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива
Ситуация перманентного кризиса (схизиса и т.п.), в котором находятся социальные науки в целом и психология в частности, сопровождаясь многократными самоуспокоительными декларациями на различного уровня научных форумах о прогрессивных тенденциях «за отчетный период» (наглядным свидетельством чему является и недавно прошедший в Берлине XXIX Всемирный психологический конгресс), не вызывает однозначной уверенности в наличии такового в реальности. Обозначенная проблема носит во многом судьбоносный характер для поддержания авторитета обсуждаемой области знания, как в научном сообществе, так и общественном сознании. Если область научного знания «не прогрессирует», то ее статус становится в общественном сознании сомнительным. Если область знания является специфичной по отношению к конституированным в научном сообществе, то ей приходится прилагать специальные усилия для утверждения собственного права на существование в собрании обладающих таковым научных дисциплин. В силу названных обстоятельств само вынесение проблематики научного прогресса в психологии на суд научной общественности является мужественным актом, но и, одновременно, актом весьма ответственным за его возможные негативные последствия.
 
С.Н. Жеребцов
Развитие психологической культуры профессионала как восхождение к осмысленному бытию
Психологическая культура рассматривается как одно из значимых качеств современного профессионала. Осмысленное бытие трактуется как личностный уровень жизнедеятельности субъекта, для чего ему необходима развитая психологическая культура. Предложено определение психологической культуры, выделены и охарактеризованы два ее компонента: операциональный и содержательный. В качестве важного условия развития психологической культуры выступает диалог субъектов профессиональной подготовки, который строится на материале их личностного опыта. Постулируется и обосновывается, что между диалогом, событием жизненного пути и личностным новообразованием существует тесная взаимосвязь, которая обусловлена генетически и онтологически.
 
Э.А. Соколова
К вопросу о норме и патологии в психологии
В статье рассмотрены вопросы определения понятий нормы и патологии, анализируются количественные и качественные критерии нормы и патологии, а также вопросы их диагностики. Показана разница в клиническом и психологическом подходах к понятиям «здоровье», «болезнь», «норма» и «патология». Показаны взгляды разных психологических школ: экзистенциализма, психоанализа, трансперсональной психологии, гуманистической и других в понимании патологии и нормы. Предложена схема соотношения понятий здоровье, болезнь, норма, патология, а также выведен ряд критериев нормы и патологии. Проводить оценку изменений, выявленных у клиента с позиции нормы и патологии, предлагается с учетом не только количественных и качественных подходов, но и по комплексу качественных критериев для такой оценки.
 
С.А. Беляев
Нарративный анализ и теоретическая модель феномена бродяжничества
В статье представлена теоретическая модель феномена бродяжничества, основанная на результатах эмпирического исследования с применением нарративного интервью. Анализируются необходимость и способы создания надежного психодиагностического инструментария, применение которого позволит с высокой степенью вероятности спрогнозировать готовность бродяг к процессу социального восстановления и усвоению позитивных, социальных норм и образцов поведения. На основании теоретического исследования сделан вывод, что опросник, разработанный в результате проведения нарративного анализа должен акцентировать только один аспект опыта человека – историю страдания. Утверждения, вопросы или пункты опросника должны способствовать тому, чтобы человек в первую очередь воспринимал себя как «травмированного» и «пострадавшего».
 
Социальная психология
С.А. Корзун
Локус контроля и восприятие социальной поддержки как копинг-ресурсы девиантных подростков
Статья посвящена исследованию копинг-ресурсов девиантных подростков. Рассмотрена проблема копинг-ресурсов в рамках западной и отечественной психологии. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния копинг-ресурсов на выбор копинг-поведения подростков девиантного и условно нормативного поведения. Проведен сравнительный анализ по показателям копинг-ресурсов в экспериментальной и контрольной группах.
 
Е.В. Железнова
Дискурсная реконструкция проблемного поля подростка
Дается обзор основных тенденций изучения проблемного поля подростка средствами дискурсного анализа. Представлены характерные исследования, применяющие дискурсный подход к анализу феноменологии подростка. Рассматриваются основные направления развития исследования: анализ текстов, в том числе устных, созданных самими подростками, и анализ общественного дискурса о подростках. Демонстрируются основные дискурсы и контрдискурсы. Представлены практические преимущества дискурс – анализа в решении проблемы реконструкции феноменологии подростка как способа анализа, направленного на сохранение всего комплекса качественных данных. Демонстрируется возможность по ходу интерпретации дискурса реконструкции мысленного мира подростка, способов, которыми субъект конструирует собственный дискурс, содержащиеся в дискурсе характеристики субъектов, объектов, следы других дискурсов, ожидания автора, скрытые интенции, излюбленные логические схемы.
 
М.С. Фабрикант
Имика имплицитных теорий национальной идентичности у белорусских школьников
В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей национальной идентичности белорусских школьников посредством авторского закрытого опросника. Рассматриваются представления о природе национальной идентичности, относительная значимость различных признаков национальной самоидентификации, отношение к обязательствам, налагаемым национальной идентичностью, относительная значимость различных факторов идентичности нации и образ собственной нации, а также основные представления о мире национальных государств. Проводится сравнение с аналогичными данными по выборке белорусских студентов. На основании приведенных данных предлагается пятиуровневая структура национальной идентичности белорусских школьников, включающая в себя собственную национальную идентичность, пустое пространство между индивидуальным носителем национальной идентичности и макросоциальными институтами мира наций, объективированные характерные особенности своей нации, эмерджентный образ национальной сплоченности и прагматический институционализированный мир наций, включая собственную нацию.
 
А.Л. Орлов
Использование теста Рене Жиля в исследовании аутоагрессивных, конфликтных, аддиктивных и эскапических реакций подростков с нарушениями поведения
В статье рассматриваются результаты психологического исследования подростков с нарушениями поведения с помощью проективного тест-фильма Рене Жиля. Проективный тест позволяет изучить семейную диспозицию подростков, выявить некоторые поведенческие реакции. Также изучаются взаимосвязи шкал теста Рене Жиля с данными специально разработанной поведенческой анкеты, выявляющей особенности различных типов нарушений поведения (аутоагрессия, конфликтность, аддиктивность, эскапизм). Данные, приведенные в статье, могут быть использованы практическими психологами в диагностической и консультативной работе с подростками как с нарушениями поведения, так и без них.
 
А.Г. Заливако
Генезис научных идей о социальной установке
В статье рассматривается история развития понятия «Социальная установка» в науке, осуществляется анализ подходов, концепций и взглядов ученых по проблеме природы, содержания, структуры и ее роли в поведении человека. На основе проведенного теоретического анализа определена методологическая база авторского эмпирического исследования и приводятся его результаты.
 
Педагогическая психология

С.Е. Покровская
Исследование профессиональной направленности одаренных учащихся в юношеском возрасте
Статья посвящена проблеме изучения особенностей профессиональной направленности одаренных учащихся и созданию для этого специальных педагогических условий, которыми является дифференцированное обучение. Одаренные учащиеся, имеющие интересы, склонности и способности в сфере «человек – художественный образ» и артистический тип направленности чаще руководствуются в учебной деятельности мотивом успешности будущей профессиональной деятельности.
 
Психология личности

И.А. Фурманов
Согласованность тактик разрешения родителько-детского конфликта при дисциплинировании ребенка
Обсуждается согласованность тактик разрешения родительско­-детского конфликта. Отмечается, что наиболее согласованными тактиками разрешения родительско-детского конфликта у матерей и отцов являются ненасильственное дисциплинирование и психологическая агрессия в отношении детей. Согласованность действий родителей нарушается в отношении использования телесных наказаний и жестокого обращения в отношении ребенка в зависимости от его пола. Указывается, что отцовское поведение при разрешении родительско-детского конфликта оказывает большее влияние на материнские тактики воспитательного воздействия на ребенка. Чрезмерно агрессивные или чрезмерно «демократичные» действия со стороны одного их родителей могут по–разному влиять на поведение другого родителя в отношении ребенка – они могут либо побуждать к более мягким и ненасильственным методам разрешения дисциплинарного конфликта, в первом случае, либо усиливать проявления враждебности и жестокости, во втором.
 
Г.В. Гатальская, М.В. Дыдалева
Особенности эмоциональных переживаний, связанных с сексуальным опытом в юности
В статье обоснована актуальность проблемы переживания сексуального опыта в юности. Было проведено исследование с целью изучения характера этих переживаний. Были выявлены степень удовлетворенности/неудовлетворенности юношей и девушек собственным сексуальным опытом, отношение к возрасту начала сексуальной жизни, доминирующие переживания, связанные с сексуальным опытом в юности, стилевые особенности сексуального поведения, сексуальные установки молодежи. На основе результатов исследования сделаны важные выводы для сексуального образования и воспитания.
 
Н.Н. Лепешинский
Эмпирическое сопоставление гедонистического и эвдемонистического подходов к пониманию благополучия
В современной психологии сложились два подхода к пониманию благополучия – гедонистический и эвдемонистический. Эти два подхода дали начало исследованиям, которые проводятся в различных областях знания. Некоторыми учеными также предпринимались попытки объединения гедонистического и эвдемонистического подходов в русле одной теории. Одной из самых распространенных таких теорий является теория самодетерминации. Вместе с тем, результаты сравнения двух концепций к пониманию благополучия демонстрируют как их сходство, так и различия, поднимая новые вопросы в данной области знания. В статье также приводятся результаты стандартизации опросника «Шкалы психологического благополучия» на отечественной выборке, а также отдельные психометрические характеристики двух методик, использующихся при изучении субъективного благополучия: шкалы «Баланс аффекта» Н. Брэдбурна и «Шкалы удовлетворенности жизнью» Э. Динера.
 
Психология семейных отношений

Е.А. Клещёва
Анализ аффективного компонента отношений ребенка к членам повторнобрачной семьи матери
В статье представлен теоретический анализ научной и научно-популярной литературы, статистические данные и данные эмпирического исследования аффективного компонента отношений ребенка к членам повторнобрачной семьи матери. Описаны особенности функционирования повторнобрачной семьи. Исследование проведено с помощью теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А. Лидерса и И. Анисимовой). Эта методика направлена на анализ чувств, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Статистически достоверно доказываются различия в аффективном компоненте отношений ребенка к матери, отчиму и ребенку, рожденному после заключения матерью повторного брака.
 
В помощь изучающих психологию

С.А. Беляев, М.В. Минчик
Психологический портрет С.А. Пушкина
В статье приводятся некоторые аспекты патографического анализа личности А.С. Пушкина, проведенного Я.В. Минцем в 1925 году. На основании обзора работ Я.В. Минца сделано предположение о том, что характерологической особенностью личности поэта выступали циклотимические и гипертимные акцентуации характера. Проведенное исследование позволило охарактеризовать поэта как личность с резкими перепадами настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведет себя тревожно, быстро утомляется, приходит в отчаяние от неприятностей. При хорошем настроении быстро переключаются с одного дела на другое. Не доводит начатого до конца, недисциплинирован. Склонен к приключениям, романтике. Не терпит власти над собой, не любит, опеки.
 
 

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by