Главная страница | Контакты | Карта сайта | Обратная связь
  
Об институте Студенту Дипломнику Библиотека Наука Воспитание Учебный центр
Журналы, издаваемые институтом:
Психологический журнал, 2009, № 4

Психологический журнал, 2009, №4 (ISSN 2072-8425)
 
Методология и методы психологии
 
Ю.Н. Карандашев
Идея происхождения в трактате «О душе» Аристотеля
Психология всегда заявляла себя наукой, берущей свое начало от Аристотеля. Однако идея происхождения, центральная для трактата «О душе», современной психологией опускается, заменяясь мало обязывающим философским принципом развития. Поэтому цель данной статьи – показать, как выглядит идея происхождения в трактате «О душе» и какой формальный аппарат ее описывает. Результаты анализа позволяют взглянуть на структуру современной психологии под иным, эволюционным углом зрения, пока еще чуждым для психологии.
Ключевые слова: идея происхождения, Аристотель, трактат «О душе».
 
О.В. Белановская
Проблемы генезиса знаково-символической деятельности
В статье рассматривается проблема построения генезиса знаково-символической деятельности в детском возрасте. Формы знаково-символической деятельности – замещение, моделирование и умственное экспериментирование рассматриваются как уровниее развития, входящие в иерархически организованную структуру данной деятельности. Последовательная смена форм знаково-символической деятельности (замещение → моделирование → умственное экспериментирование) определяется автором как функциональная линия развития знаково-символической деятельности в детском возрасте.
Начало развития знаково-символической деятельности связано с появлением замещения в раннем возрасте. В дошкольном возрасте замещение продолжает свое развитие и принимает статус базового уровня в развитии знаково-символической деятельности, моделирование, опираясь на ранее сформированное замещение, начинает развиваться, умственное экспериментирование выступает как предпосылочный уровень развития. В младшем школьном возрасте замещение выступает как полностью сформированный уровень знаково-символической деятельности, моделированиеможет быть рассмотрено как «ведущий» уровень, находящийся в стадии становления, умственное экспериментирование– как уровень знаково-символической деятельности, находящийся у младших школьников в зоне ближайшего развития. 
Ключевые слова: знак, символ, знаково-символическая деятельность, замещение, моделирование, умственное экспериментирование.
 
И.Л. Прокопчик-Гайко
Системное моделирование психического отражения
На основе теории гиперкомплексных динамических систем и ее разновидности – теории инвариантного моделирования автором статьи разработана системная модель психического отражения человека, которая может найти широкое применение во многих областях психологии.
Ключевые слова: психическое отражение, системное моделирование, инвариантная модель, системные свойства, психические элементы и психические связи, диапазон психического отражения, теория гиперкомплексных динамических систем.
 
С.В. Лауткина
К вопросу об особенностях текста: культурологический аспект
В статье рассматриваются языковые, речевые и коммуникативные единицы текстов. Проанализирована письменная текстовая продукция младших школьников на материале сочинений посредством контент-аналитического и психолингвистического исследования. Отмечается количественно-качественное своеобразие письменных текстов учащихся с речевыми нарушениями и нормальным речевым развитием с позиции целостности, связности, использования языковых средств, соответствия нормам грамотной письменной речи. Проведено сравнение успеваемости учащихся обеих групп по предметам языкового цикла. Выяснилось, что успеваемость по языковым предметам зависит от объема связного высказывания, композиционной структуры текста, соответствия письменной речи языковым нормам.
Ключевые слова: текст, письменный текст, дискурс, успеваемость.
 
И.Т. Кавецкий, С.А. Беляев
Понятийные аспекты универсальности «психического»
Понятие универсальности принадлежит к числу фундаментальных категорий философской антропологии и теории познания. В настоящее время начинают апеллировать к нему и специальные науки о человеке, включая психологию. Современное человекознание оперирует им в различных и в то же время внутренне взаимосвязанных смысловых координатах. Универсальность - это высший уровень духовного измерения личности, высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в Мире, Тайну своей единоприродности с Миром, свою причастность к Миру как бесконечному целому. Иными словами - «Универсальность» – это «форма психического», которая способна к прохождению через все барьеры, и развёртыванию в любой точке пространства поведенческой программной формы, не нуждающейся в периоде адаптации.
Ключевые слова: универсальность, универсум, индивидуальность, «философский редукционизм», поведение.
 
Социальная психология
Г.И. Малейчук
Методики диагностики степени самоидентичности как критерия психологического здоровья
В статье описаны различные подходы к определению понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Проведен анализ самоидентичности как понятия, которое описывает психическую реальность как целостное, динамическое образование. Самоидентичность рассматривается через призму процесса постоянного уточнения, построения человеком образа своего Я, вписанного в контекст внешней среды – мира и других людей. Самоидентичность представляет собой комплексное системное процессуальное единство. Функцией данного системного процесса является уточнение, коррекция и самопостроение образа своего Я, других людей и мира в целом. Результатом этого процесса выступает определенная для данного момента Я-концепция, встроенная в концепцию Другого и концепцию жизни, которые являются, наряду с Я-концепцией, структурными компонентами системы «самоидентичность». Вышеперечисленные структурные компоненты самоидентичности находятся в тесной зависимости и взаимовлиянии. Самоидентичность рассматривается как основной критерий психологического здоровья на внутреннем субъективном уровне, а клинико-феноменологические методики – как адекватный инструмент для его исследования. В статье приводится описание авторских методик диагностики психологического здоровья.
Ключевые слова: психологическое здоровье, самоидентичность, Я-концепция, концепция Другого, методика диагностики степени самоидентичности.
 
Н.И. Олифирович
Психологическая помощь субъектам образования в деятельности школьного педагога-психолога
Статья посвящена проблеме психологическая помощи субъектам образования в деятельности школьного педагога-психолога. В статье дан обзор основных российских моделей психологической службы, условно обозначенных как «служба поддержки образования», «служба психологического сопровождения», «служба содействия», «служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе» и «служба психологического здоровья». Обоснована необходимость развития психологической помощи субъектам образования, описаны направления этой деятельности – развивающая, психокоррекционная и консультативная работа. Проанализирована специфика работы школьных психологов США, Англии и Израиля в области оказания психологической помощи. Представлены две позиции, характерных для актуального состояния российской и белорусской школьной психологической службы и отличающихся целями и задачами деятельности психолога в области оказания психологической помощи. В качестве выхода из кризиса предлагается разработка модели психологической помощи с фокусировкой на групповых методах работы и специальных консультациях педагогов («непрямое» направление деятельности службы).
Ключевые слова: психологическая служба, модели деятельности психологической службы, психологическая помощь, школьный психолог, направления деятельности школьного психолога.
 
А.А. Аладьин
Формирование компетенций учащейся молодежи в области готовности к семейной жизни
Статья посвящена проблеме подготовки учащейся молодежи к семейной жизни. Проанализирована система подготовки к семейной жизни в психолого-педагогической литературе. Описан компетентностный подход и программа, направленная на овладение компетенциями в области семейных отношений. Приведены базовые принципы и поэтапный процесс реализации программы.
Ключевые слова: подготовка к семейной жизни, компетентностный подход в подготовке к семейной жизни, программа подготовки учащихся к семейной жизни.
 
Е.К. Агеенкова
Социально-психологические аспекты исследования новых религиозных движений (социальный аспект)
В статье продолжается рассмотрение новых религиозных движений (НРД) как социально-психологического феномена. Рассматриваются новые социальные феномены, способные дестабилизировать общество. К ним отнесена деятельность по переносу религиозного мировоззрения, сформировавшегося в одной стране, в иные общности, имеющие свои культурно-религиозные уклады, а также ., альтернативные религиозные модели общества. В статье дается сравнительный анализ социальных проектов, разрабатываемых в оккультных, неоязыческих и восточно-ориентированых направлениях НРД. Анализируются также материалы, в которых рассматриваются внешние факторы, провоцирующие изменение установок и поведения как отдельного индивида, так и масс.
Ключевые слова: новые религиозные движения, альтернативные социальные модели, новая эра, технологии обращения.
 
Т.И. Баршай
Профессионально-личностные качества в представлениях медицинских работников и учащихся медучилища
В статье поднимается вопрос о влиянии профессиональной деятельности на человека. Дается сравнительный анализ представлений студентов медучилища и медсестер о воздействии на их личностные качества учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Так же в статье рассматриваются взгляды медсестер и учащихся медучилища о положительных и отрицательных нюансах профессиональной деятельности, их взгляды о том, какой должна быть медсестра. Подчеркивается актуальность повышения психологических знаний работников медицины. 
Ключевые слова: профессионализация, профессионально-личностные качества, профессия медсестры.
 
А.Н. Певнева
Смысложизненные ориентации в контексте взаимоотношений «ситуация - психическое состояние»
В статье приводятся данные эмпирического исследования смысложизненных ориентаций и психических состояний матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом и матерей детей с нормой в развитии. Представлена схема психологического синдрома ребенка с особенностями психофизического развития и его матери, а также схема взаимоотношений в системе «ситуация-смысл-состояние». Показана взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психических состояний в жизненной ситуации матерей детей с двигательными нарушениями.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, жизненная ситуация, психические состояния, психологический синдром, дети с детским церебральным параличом, «цель», «процесс», «результат», «локус контроля – Я», «локус контроля – Жизнь», осмысленность жизни.
 
С.А. Беляев
Наученная беспомощность в мотивации бродяжничающего поведения
Поиск эффективного инструментария, использование которого направлено на разработку путей разрешения проблемы бродяжничающего поведения личности, необходимо начинать с изучения и понимания «эффективных» поведенческих способов адаптации бродяг к «культуре бедности». В статье представлены теоретические концепции и результаты эмпирического исследования мотивации бродяжничества. Неумение бродяжничающих лиц «выйти» из кризисной ситуации, слабо выраженное чувство долга, развивающееся недоверие к окружающим, обедненность и неустойчивость духовных потребностей формируют внутреннюю мотивацию бродяжничества. Данные положения выступают регулятивом рассмотрения понятия «наученной беспомощности», т.е. состояний, вызываемых предъявлениями вредных, вызывающих неудовольствие ситуаций, которых невозможно избежать.
Ключевые слова: бродяжничество, мотивация, наученная беспомощность, созависимые отношения.
 
А.Г. Тицкий
Когнитивный стиль «полезависимость/поленезависимость» и эффективность форм контроля знаний курсантов военного вуза
В статье представлены результаты психологического исследования когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость и эффективности вариативных форм контроля знаний курсантов военного вуза. Приведены теоретический анализ и психологическая характеристика данного когнитивного стиля, отражено его влияние на эффективность контроля, а также влияние разных форм контроля на эффективность. Эмпирическое исследование показало, что полезависимость/поленезависимость не влияет на эффективность контроля знаний курсантов Военной академии, однако взаимодействует с формами контроля. Предлагается для надежной и адекватной проверки уровня знаний и умений учитывать стилевые особенности обучающихся при создании и подборе тестов и контрольных заданий.
Ключевые слова: когнитивные стили, полезависимость/поленезависимость, формы контроля знаний, эффективность, дисперсионный анализ.
 
Педагогическая психология
О.П. Котикова, А.А. Таган
Организационные подходы в деятельности психологической службы школы по обеспечению качества образования школьников
В статье представлена модель деятельности психологической службы школы по обеспечению качества образования учащихся. В ней рассмотрены следующие понятия: «качество образования», важность психологических результатов планирования для обеспечения качества образования, описаны основные блоки модели деятельности психологической службы школы по обеспечению качества образования учащихся. Изложены основные задачи и содержание работы психологической службы в школе. Предложены рекомендации психологическим службам по обеспечению качества образования.
Описывается исследование, целью которого было выявление психологических факторов, обеспечивающих качество образования в школе. В ходе исследования был проведен статистический анализ, направленный на определение корреляции между выявленными психологическими факторами и степенью обученности учащихся. На основании полученных результатов было установлено, что степень обученности школьников зависит от таких психологических факторов, как школьная тревожность, самочувствие, активность, настроение, психическое здоровье, мотивация достижения, мотивация учения.
Ключевые слова: качество образования, модель деятельности, психологическая служба школы, психологические факторы, степень обученности.
 
Н.В. Былинская
Личность одаренного ученика в свободных описаниях педагогов различных специализаций
В статье излагаются результаты моделирования имплицитной теории личности одаренного ученика у педагогов начальной и средней школ. Моделирование осуществлялось методом свободного описания. Полученные данные демонстрируют недостаточную дифференциацию знаний о личности одаренного ученика в педагогическом сознании, негативное отношение учителей к одаренным школьникам и фиксируют ожидание сложностей взаимодействия с такими учащимися. Содержание реально существующих у учителей представлений незначительно соответствует эксплицитным представлениям об одаренности. Это доказывает необходимость целенаправленного психолого-педагогического просвещения учителей для ориентации их профессиональной деятельности на выполнение государственной программы «Молодые таланты Беларуси» по поддержке одаренных детей.
Ключевые слова:имплицитная теория личности, личность одаренного ученика, метод свободных описаний, факторный анализ.
 
Возрастная психология
Н.Л. Пузыревич
Модель формирования рискованного поведения в старшем подростковом возрасте
В статье представлена модель рискованного поведения подростков. Проанализирована специфика формирования у подростков конструктивного и аутодеструктивного поведения в контексте экзистенциальной проблемы подлинности и смысла жизни. Отмечается влияние смысложизненных ориентаций подростков на специфику осуществляемого ими рискованного поведения. Делается вывод о том, что рискованное поведение – следствие недостаточно развитой экзистенции, недостаточно наполненной смыслом жизни подростков.
Ключевые слова: рискованное поведение, наполненная смыслом жизнь, подростковый возраст.
 
С.В. Лукашова
Особенности самоактуализации личности во взрослом возрасте
Статья посвящена проблеме самоактуализации (СА) во взрослом возрасте, особенностями которой выступают расширение сфер СА, приобретение большей автономности личности, возросший объем доступного рефлексии психологического прошлого. Анализируется соотношение реализуемых в процессе СА природы, сущности, субъектности, индивидуальности человека. Творчество, зрелость, акме рассматриваются как возможные достижения взрослости.
Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, взрослость, зрелость, акме, жизненный путь, субъект, индивидуальность, природа, сущность.
 
Н.С. Данилова
Психологические факторы формирования модели будущего в юношеском возрасте
Статья посвящена изучению процесса формирования модели будущего в юношеском возрасте. В работе представлен теоретический обзор зарубежных и отечественных теорий образа будущего в рамках психологического времени личности. Приводятся результаты эмпирического исследования, на основании которых выделены факторы, влияющие на формирование модели будущего в юношеском возрасте, и сформулировано определение модели будущего.
 
Экспериментальная психология
Н.П. Радчикова, О.М. Вербило
Объем кратковременной памяти и размер алфавита стимулов
В статье описаны эксперименты по измерению объёма кратковременной памяти для алфавитов разной длины и мерности по методике полного воспроизведения. Под объёмом памяти понималось максимальное число элементов запоминаемого материала, которое воспроизводится сразу после однократного предъявления с учетом позиции элемента в ряду предъявленных стимулов. Результаты статистического анализа позволили сделать вывод, что взаимодействия между длиной алфавита и мерностью сигнала нет. Следовательно, и монохромные, и цветные стимулы запоминаются одинаково хорошо. Было также установлено, что объем кратковременной памяти неодинаков для алфавитов разной длины: испытуемые запоминали гораздо больше цифр, чем согласных, и гораздо больше букв, чем цифр. Полученные результаты не согласуются с предсказаниями теории кодирования сигналов паттернами разрядов нейронов, так как самый больший объем кратковременной памяти получен для алфавита самой большой длины.
Ключевые слова: кратковременная память, объем кратковременной памяти, длина алфавита стимулов, размерность сигнала.
 
Пенитенциарная психология
И.А. Фурманов
Агрессивность осужденных с различным составом совершенного преступления
В статье рассматривается структура агрессивности как личностной черты преступников, которая состоит из четырех субчерт: физической агрессивности, вербальной агрессивности, гнева, враждебности. Отмечается, что у преступников, совершивших убийство, показатели физической и вербальной агрессивности значимо выше, чем у осужденных за другие насильственные преступления, насильственные преступления сексуального характера и ненасильственные преступления. Указывается, что в структуре агрессивности показатели вербальной агрессивности статистически значимо выше других показателей субчерт у осужденных, совершивших убийство, насильственные преступления сексуального характера и ненасильственные преступления. Насильственная направленность преступлений в большей степени обусловливается взаимосвязью физической агрессивности, гнева и враждебности при посредничестве склонности к вербальной агрессии. Описываются отличительные особенности агрессивности у осужденных с различным составом совершенного преступления.
Ключевые слова: физическая агрессивность, вербальная агрессивность, гнев, враждебность, убийство, насильственные преступления, насильственные преступления сексуального характера, ненасильственные преступления.
 
Психофизиология
А.В. Качалко
Физиологические основы психологической готовности к профессиональной деятельности
В статье произведён комплексный теоретический анализ проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности. Психологическая готовность рассматривается как интегральное образование устойчивых и ситуативных установок, выражающееся в активно-действенном состоянии личности, установке на определённое поведение, мобилизованности сил для реализации задачи, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий. Содержание данного образования представлено с точки зрения сформированности его компонентов: мотивационного, ориентационного, оценочного, волевого, мобилизационно–настроечного, настроя на саморазвитие. Определены специфические особенности психологической готовности к профессиональной  деятельности. В соответствии с ними, на основании теоретического анализа, выявлены физиологические условия состояния психологической готовности к профессиональной деятельности. Определено место психологической готовности в физиологической модели поведенческого акта. В исследовании психологическая готовность к деятельности рассматривается целостно: как психофизиологическое состояние.
Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, направленность на профессиональную деятельность, функциональная система, доминанта.
 
Психология личности
О.Э. Схопчик
Формирование правосознания подростка в процессе индивидуальных бесед
В статье описываются особенности формирования правосознания подростков в процессе проведения с ними индивидуальных бесед. Индивидуальные беседы выступают одной из основных форм воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних. Их проведение предусматривает формирование основных компонентов правосознания личности: правовых знаний, социально-правовых представлений и ожиданий, отношений к явлениям социальной действительности, субъектам противоправного и законопослушного поведения, личностных норм; а также устранение имеющихся дефектов правосознания.
Ключевые слова: правосознание личности, дефекты правосознания, воспитательно-профилактическая работа, несовершеннолетние правонарушители, инспекции по делам несовершеннолетних, индивидуальная беседа.
 
Психология управления
И.А. Кибак
Современные подходы к психолого-профессиональной подготовке депутатов парламента
В статье рассматриваются психолого-профессиональные аспекты подготовки депутатов парламента. Дается краткий обзор основных направлений рассматриваемых проблем, которые исследованы в работах отечественных и зарубежных ученых правоведов и психологов. Обозначены цели, задачи, содержание и виды психолого-профессиональной подготовки депутатов. Предлагается игровая методика, позволяющая, обучающемуся включиться своими активными действиями в законотворческий процесс, образно почувствовать сущность законотворчества. Обозначен главный метод проведения учебы депутатов – метод ситуативного морального выбора, моральных казусов правовых норм. Предлагается методика учебы депутатов на основе двух взаимосвязанных путяхпсихологического моделирования правовых норм законопроектов. Представлена целесообразность моделирования законопроектов в комплексе разных психологических явлений для развития личностно значимых качеств, необходимых депутату. Предлагаются инновационные психологические подходы к системе профессиональной подготовки кандидатов в депутаты, например, школа парламентской деятельности, ускоренное обучение депутатов на базе юридических вузов, организация целостной системы обучения.
 
История психологии
В.В. Измайлов
Особенности институциализации психологии в Беларуси
Рассматриваются особенности институциализации организационных форм психологии в Беларуси, которые обусловлены взаимосвязью с российской психологией и ведущей ролью кафедр в подготовке научно-педагогических работников. Показана роль кафедр и исследовательских лабораторий в развитии психологии как научной дисциплины. Отмечается, что психология в Беларуси институциализирована преимущественно как учебная дисциплина, а ведущая роль в исследованиях принадлежит аспирантам и докторантам при подготовке диссертаций. В то же время, сеть научно-исследовательских лабораторий психологии слабо развита. Даётся оценка современного состояния институциального профиля психологии в Беларуси и ставится вопрос о дальнейшем пути развития психологии.
Ключевые слова: институциализация, национальное и интернациональное, центр–регион, институциальный профиль организационных форм.
 

Назад  



Инновационные образовательные технологии
Психологический журнал
Труды Минского института управления
Юридический журнал
Экономика и управление
© Минский институт управления, 1998-2017
Лазо 12, Минск, 220102, Республика Беларусь
miu@miu.by